учимся без троек

Меню

Главная

Копилка теоретических знаний

Статьи

Технология обучения русскому языку

Книги

Обучаем детей по ФГОС НОО

Дидактические материалы

Конспекты уроков

Работа с предложением

Обратная связь

Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа (1 час)

 

Примерное содержание урока:

Наблюдение слов-предметов (имён существительных), которые имеют форму множественного числа, а называют один предмет: брюки, очки, ножницы, ворота и др. Наблюдение слов-предметов (имен существительных), которые имеют форму единственного числа, а называют много предметов: детвора, пшеница, виноград и др. Беседа о заимствованных, в основном из французского языка, словах {пальто, купе, шоссе, жюри и др.).
    Составление предложений со словами, имеющими только одну форму числа, наблюдение согласования глагола с этими словами {ворота скрипят, детвора веселится). Беседа о том, как можно узнать, об одном или нескольких предметах идёт речь в предложении (Ножницы продаются в универмаге. В руках у портнихи блестят ножницы).

1. Знакомство со словами, не имеющими формы единственного числа.

Вместе с детьми называем картинки, размещённые вокруг слова они (брюки, таблетки, клубок, чалма, ягоды, телефон, консервы, носилки, перчатки, часы; по мере называния, учительница заменяет картинку словом или ставит слово под ней - в зависимсти от того, как читают её ученки). Устанавливаем связь слова они со словами – названиями картинок и проводим линии от слова к соответствующей картинке. При этом обращаем внимание на то, один или несколько предметов называет данное слово.

В ходе работы ученики убедятся в том, что есть слова, которые можно заменить словом они, (т. е. слова стоят во множественном числе), но называют эти слова только один предмет (брюки, часы, клещи, консервы). После первого же встретившегося такого слова сделаем вместе с учениками вывод: слово стоит во множественном числе, а называет один предмет. Этот вывод мы будем повторять каждый раз, встречаясь с этим явлением.

— Повторите, пожалуйста, ещё раз все слова, стоящие со множественном числе, и при этом показывайте на картинки.
    — А теперь подумайте, обсудите между собой и ответьте на вопрос: всегда ли совпадает число слова и число предметов?

После этого попросим учеников назвать инструменты (появляются изображения тисков, клещей, маникюрных ножниц, кусачек, щипцов). Читающие дети могут прочитать их названия. Рассматриваем слова, определяем их число и обводим квадратиком окончания -и, -ы. Затем начинаем изменять число.

  Чтобы ученикам было легче менять число слова, его целесообразно включить в словосочетание. А. А. Леонтьев в своих трудах по психолингвистике писал, что операции младших школьников с языковым материалом во многом носят лексико-грамматический характер. Детям очень трудно разделить смысл слова и его грамматические функции, и грамматика постигается ими через смысл. И только постепенно, в процессе научения, ученики начинают абстрагироваться от смысла и оперировать грамматическими обобщениями. Таким образом, младшие школьники анализируют речевой материал на уровне неполной абстракции.

С активной помощью учительницы ученики подбирают к каждому слову определение или действие (удобные клещи, тиски сжимают, маникюрные ножницы и т. п.) и пытаются поставить слова в форму единственного числа (удобные клещи – удобный клещ, удобная клеща). Не получается! Так не говорят.

– Подумайте, ребята, что общее у всех этих предметов, и у очков и брюк тоже. (Они состоят из двух соединённых между собой частей, которые не могут существовать отдельно друг от друга).

– Может быть в этом причина того, что их названия не имеют формы единственного числа, хотя предмет один? А вы как думаете?

После того, как дети выскажут свои соображения, появится Незнайка и заявит, что слова сапоги, туфли, ботинки тоже не имеют формы единственного числа, потому что всегда бывают парами. Пусть дети, как смогут, возразят Незнайке.

Вывод: мы определяем число слова, а не количество предметов; предмет может быть и один, но слово стоит во множественном числе.

2. Знакомство со словами, не имеющими формы множественного числа.

Работаем со словами типа море, кофе, сердце, молоко, озеро, пальто, кино, кашне.

Поможем ученикам увидеть, что на конце этих слов стоят буквы -о,- е, и их можно заменить словом оно. Затем подбираем к ним слова-признаки и пробуем изменить число: синее море – синие моря (учительница помогает ученикам очень чётко произносить окончания слов), тёплое пальто – тёплые польты. Возможно, в классе есть ученики, которые уже знают, что нельзя говорить польты, следовательно, нужно сказать тёплые пальто. Слово пальто нельзя поставить во множественное число.

В ходе дальнейшей работы убедимся в том, что слова купе и кино тоже не имеют множественного числа. Эти слова и многие другие слова, скажет учительница, пришли к нам из других языков и продолжают жить по законам их грамматики.

В первом классе домашних заданий не задают. На мой взгляд, это непродуманное решение. Видимо те, кто его принимал считают, что учить детей — это только "тыкать, талдычить, жучить". Других способов они не знают. Однако, задание заданию рознь. И в этом месте можно поручить первоклассникам дома сыграть в журналистов и провести опрос своих родственников, знакомых и соседей с целью собрать как можно больше слов, которые не имеют форм единственного или множественного числа или вообще не изменяются, как, например, "пальто". Это хорошо дополнит тему нашего урока и внесёт свою лепту в речевую культуру школьников.
На следующем уроке можно проверить, кто собрал слов больше.

Но есть и русские слова, которые не изменяются по числам. Вспомним названия ягод: малина, ежевика, черника, клубника, крыжовник, голубика, брусника, вишня и др. Составим с ними словосочетания и попытаемся изменить число: сладкая малина – сладкие малины и т. д.

В беседе выяснится, что эти слова не употребляются во множественном числе, кроме, разве только, слова вишня - вишни по аналогии с яблоками, сливами, грушами и др.

Далее попросим учеников от названий животных образовать название их мяса: баран – баранина, свинья – свинина, корова – говядина (потому что на Руси в древние времена корова именовалась говядо), индюк - индюшатина, заяц - зайчатина и т. д.

Можно объединить детей в группы по 2-4 человека и дать карточки, на которых изображены одно-два животных. Под каждой картинкой начерчена схема, в которой кружков больше, меньше или столько же, сколько звуков в названии мяса этого животного. Ученики впишут в эти схемы заданные буквы, например, только согласные или второй гласный и два последних согласных.

Совместными усилиями составим словосочетания с образованными словами и попытаемся изменить число: молодая баранина – молодые баранины. Эти слова тоже не употребляются во множественном числе.

Здесь будет интересно порассуждать о том, что практически от названия любого жтвотного можно образовать название его мяса, но почему-то в русском лексиконе нет слов лисятина, бурундучатина, суслятина, воронятина и пр. Почему?

3. Упражнения в соотнесении числа слова и количества предметов, названных этим словом.

Учительница предлагает ученикам два предложения, например: В универмаге продаются ножницы. В руке портнихи блестят ножницы. Сравнивая их, обращаем внимание на число слова-действия и предмета, который это действие выполняет. Однако в первом предложении речь идёт о множестве ножниц, которые продаются в магазине, а во втором предложении – об одно предмета, который находится в руках портнихи.

Далее сравним ещё три – четыре пары предложений (например, Брюки лежали на полках ровными стопками. Брюки порвались в четырёх местах. Самая крупная клюква украсила середину пирожного. Спелая клюква краснела на болотных кочках. Очки закрывали половину Таниного лица. Очки лежали на всех полках стеклянного шкафа.), повторим и дополним сделанный детьми чуть ранее вывод: число мы определяем у слова, не зависимо от того, сколько предметов это слово называет; а если этот предмет что-то делает, то и слово-действие стоит в таком же числе, что и существительное.

Вернуться к оглавлению

 

Обратная связь

Copyright © 2013. Галина Мисаренко.
Все права защищены. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.