учимся без троек

Меню

Главная

Копилка теоретических знаний

Статьи

Технология обучения русскому языку

Книги

Обучаем детей по ФГОС НОО

Дидактические материалы

Конспекты и фрагменты уроков

Работа над предложением

 

Обратная связь

Формирование понятия "орфограмма" (1 час)

 

1. Активизация имеющихся у детей знаний и умений в области звуко-буквенного анализа

Начинать работу с определения темы урока нецелесообразно, поскольку тот материал, с которым предстоит работать, является совершенно новым в их речевой практике, и дети просто могут не понять, что же их ждёт впереди. Более правильно сначала показать детям новое фонетическое явление, всем вместе понаблюдать его, разобраться в сути, а потом уже обозначить его как тему урока.

В качестве организационного момента можно использовать задания, позволяющие переместить внимание учеников в область фонетики.

Учитель читает ряд слов и просит отгадать последнее слово.

– Птицы – стая, коровы – стадо, овцы – отара, лошади – ?..  (табун)
    – Гусеницы и червячки – птицы, кости и мясо – собака, зайцы и куры – ?.. (лиса).

В случае затруднений следует сначала проанализировать смысловые отношения каждой пары: какая связь между птицами и стаей? Между коровой и стадом такая же связь? А между овцами и отарой? Здесь необходимо учесть, что не все дети понимают слово отара, следовательно необходима небольшая словарная работа: если стая – это много птиц, а стадо – много коров, то значит отара – это … (ученики заканчивают): много овец. Получается смысловой ряд: птицы собираются в стаю, много коров – это стадо, а много овец – отара. Значит рядом со словом лошадь надо поставить слово, называющее  скопление лошадей. Учитель при необходимости подскажет детям слово табун, которое тоже может быть известно далеко не всем детям.

Используя слова, которые заведомо требуют пояснения, учитель получает возможность постоянно, на каждом уроке уточнять и обогащать словарь детей.

Когда слово будет отгадано (например, лиса), детям даётся задание начертить его звуко-слоговую (или слого-звуковую) схему и обозначить ударный гласный. Составляется план выполнения этого задания (рассмотрим вариант составления звуко-слоговой схемы):

– Нам надо начертить звуко-слоговую схему. Что надо делать сначала – показать количество звуков кружками или количество слогов короткими чёрточками? (Количество звуков кружками, а потом разделим на слоги, потому что схема звуко-слоговая).
    – Чтобы начертить такую схему, что мы должны сделать первым действием? (Проговорить слово, чётко произнося каждый звук, внимательно прислушиваясь и следя за артикуляцией).

Дети по руководством учителя составляют план действий, а затем выполняют его:

схема 4

После этого ученикам предлагается отгадать две написанные на доске или на карточках загадки, начертить слого-звуковые схемы слов-отгадок, вписать в них буквы гласных звуков и поставить ударение:

К нам приехали с бахчи полосатые мячи. Висит сито, не руками свито.

На доске и в тетрадях появляются схемы:

o o o o o o о о о о о о о
а      у    ы а    у    и   а

2. Наблюдение несовпадения буквы гласного звука и самого звука в безударной позиции.

Учитель выставляет на доску картинки, изображающие дуршлаг, сеть, сито, паутину и звуковую схема слова сито. и даёт задание назвать предметы, определить, какое слово обозначает представленная схема и поместить её под соответствующую картинку.

Затем ученики чертят эту схему в своих тетрадях, слушают, как звучат в этом слове гласные звуки, обозначают их красным цветом и записывают их над схемой в квадратных скобках, ставят ударение.

– В слове сито два гласных звука – ударный [и], безударный [а].
    – Найдите, пожалуйста, слово сито в загадке про паутину. Давайте напишем его под схемой так, чтобы каждая буква была написана под соответствующим звуком.

сито

– Что вы можете сказать о гласных звуках в этом слове и о том, какими буквами они обозначены? (Мы говорим [сита], а написано сито. Буква О не совпадает со звуком).
    – Давайте в схеме тот звук, который не совпадает с буквой, изобразим не кружком, а треугольничком. Это опасное место в слове – здесь можно сделать ошибку.

В схеме последний красный кружок преобразовывается в красный же треугольник: треугольник

Далее учитель выслушивает предположения учеников, в чём причина несовпадения звука и буквы, и поможет им связать это явление с ударением.

3. Закрепление результатов наблюдения.

А. Работа со словами. Она может пойти двумя путями.

Если в классе много слабых учеников, которым трудно переключаться с орфографического на орфоэпическое произнесение слов, то лучше идти от звучащего слова к написанному. В этом случае можно либо дать ученикам толкования слов или загадывать загадки, либо просто назвать эти слова, причём они даются не в том порядке, как будут написаны, а вразбивку. После отгадывания загадки дети проговаривают отгаданное слово, слушают, как звучат в нём гласные звуки. Учитель предъявляет написанные на доске или карточках слова окно, коса, соска, каток, дети находят среди них отгаданное слово, читают его орфографически и сравнивают звуки и буквы: [акно] – окно, [каса] – коса и т. д. Над каждой буквой гласного звука в квадратных скобках пишется звук и ставится ударение:
                              окно
    В  достаточно подготовленном классе учитель предлагает ученикам сначала прочитать слова, потом произнести их орфоэпически и сравнить гласные звуки и буквы, которыми эти звуки обозначены.

После наблюдения и беседы дети делают примерно такой вывод: под ударением, где звук [а], там мы и пишем букву А, а без ударения если слышится звук [а], то там может быть написана буква А, а может быть буква О. Безударный гласный [а] – это опасное место в слове.

  Этот вывод материализуется в виде таблицы, которую заполняют ученики:
[á] = а
[а] = а, о

Позже они составят вторую подобную таблицу для безударного [и].

Б. Отгадывание загадки.

Учитель загадывает детям загадку "Голодна – мычит, сыта – жуёт, малым ребяткам молока даёт". Дети отгадывают её и произносят отгадку орфоэпически [карoва]. После этого учитель предлагает им начертить слого-звуковую схему слова корова.

Здесь следует последовательно подсказывать план действий и тут же пошагово их выполнять, чтобы излишне не утомлять детей.  

– Первым действием проговариваем слово по слогам и чертим слоговую схему.
    – Вторым действием начертим звуковую схему, проговаривая слово по слогам и внимательно вслушиваясь в каждый слог.
    – Теперь третье действие – находим и обозначаем красным цветом гласные звуки.
    – Четвёртое действие – ставим ударение. Можно ли смело вписать букву ударного гласного? (Можно, потому что в ударной позиции звук соответствует букве).
    – Теперь слушаем безударные гласные и определяем, являются ли они опасным местом. (Да, являются.) Кружки, обозначающие безударные гласные, дорисовываем до треугольников.

После этого учитель молча пишет на доске слово корова и предлагает ученикам сравнить безударные гласные звуки и буквы, которыми они обозначены в слове.

В сильном классе можно успеть таким же образом построить и проработать ещё и схему слова молоко, причём сделать это индивидуально. Дети вспомнят, что даёт корова, проговорят это слово шёпотом "для себя", внимательно к себе прислушиваясь. Дальше самостоятельно начертят схему, следуя плану, который учитель может повторить. Слово напишет учитель.

4. Определение темы урока.

– Вы уже, наверное, поняли, что является темой нашего урока?

Дети по-своему, как могут, называют тему урока, учитель соглашается с ними, одновременно подправляя их высказывания, и формулирует тему:
    – Тема нашего урока, что безударный гласный звук – это опасное место в слове.

5. Упражнение в определении в слове опасного места.

Ученикам предъявляются картинки, изображающие сосну, рябину, кокосовый орех (кокос).
    – Назовите нарисованные предметы. Начертите, пожалуйста, звуковые схемы этих слов. Что вы будете делать, чтобы найти в словах "опасное" место?

Коллективно составляется план действий, аналогичный плану работы со словом корова.

После того, как схемы будут начерчены, учитель предлагает ученикам выбрать одно слово, буквы которого они умеют писать. Для этого дети должны вспомнить буквы, которые они к этому моменту изучили, посмотреть в словаре, как слово пишется (учитель может называть страницу словаря), и написать его. 

6. Слуховой диктант.

Цель этой работы – учить детей находить в слове опасное место (орфограмму "безударный гласный").

Учитель диктует слово, например, ворон, и просит учеников разделить его на слоги. Затем ученики самостоятельно чертят его слого-звуковую схему, проговаривая слово по слогам,  обозначают гласные звуки красным цветом и ставят ударение.

Теперь нужно вписать буквы гласных звуков. Начинается рассуждение:
    – Прежде всего, мы смело можем вписать букву ударного гласного, потому что тут нет сомнений: как слышим, так и пишем. Во втором слоге – гласный безударный.  Слышится [а], но могут быть написаны буквы а или о.  Что будем делать? (Обозначим этот звук красным треугольником).

Аналогично ведётся работа с остальными словами, например, очки, пора, попутно уточняется их значение.

Вернуться в оглавление

 

Обратная связь

Copyright © 2013. Галина Мисаренко.
Все права защищены. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.