шапка

Меню

Главная

Копилка теоретических знаний

Статьи

Технология обучения русскому языку

Книги

Обучаем детей по ФГОС НОО

Дидактические материалы

Конспекты и фрагменты уроков

Работа над предложением

 

Обратная связь

Фрагмент урока на тему "Гласные звуки"

 

Сначала давайте вспомним, что такое деятельностный подход в обучении и в чём его суть.
     Если в старой методике главным в работе учителя и ученика считался результат, т. е. вставленная буква, подчёркнутые члены предложения и пр., то в современной парадигме главной ценностью являются действия и операции, необходимые для качественного выполнения задания. Таким образом, сегодня мы учим детей не столько тому, ЧТО надо делать, сколько тому, КАК это надо делать.
     Рассмотрим технику формирования учебной деятельности на конкретном примере.

Ученикам предлагается задание.

задание с зубром и плафоном

План и ход выполнения задания.

I. Мотивационный блок.

Учитель ставит перед учениками две задачи:

          кнопка будем учиться думать и рассуждать;
          кнопка будем учиться выделять в слове гласные звуки.

I.1. Ученики слушают задание и повторяют его "для себя", чтобы понять и запомнить.
    I.2. Вторым шагом надо разделить задание на отдельные задачи:

  • назвать предметы, изображённые на рисунках;
  • подобрать схему к каждому слову;
  • найти в словах гласные звуки;
  • найти их место в схемах и обозначить.

В мотивационный блок учебной деятельности входит ещё планирование выполнения каждой задачи, однако, поскольку это первый класс и дети ещё не могут составить планы и держать их в памяти, мы перенесём эту часть в операционный блок и будем сразу составлять план действий и тут же его выполнять.

II. Операционный блок.

II.1. Выполняем первую задачу: называем рисунки.

Рисунки подобраны таким образом, чтобы не все дети смогли их правильно назвать. Цель этого момента — уточнение и активизация словаря. Уж если детям показана картинка, то зачем нужны навязшие в зубах зайцы и коровы? А вот зубра знают не все. Но все будут называть именно животное. В ответ на это учитель удивляется:
    — Почему вы называете животное, а не, например, окна, или стену, или забор?
    А действительно, почему? В этот момент ученики начинают осознавать ход своих мыслей. Цель вопроса учителя: учить детей различать существенное и несущественное.

Называя второй рисунок, ученики вспоминают клей, зубную пасту, крем для рук, горчицу и всё другое, что подсказывает им житейский опыт. В общей беседе выясняется, что никто не может знать, что там внутри. А изображённый предмет называется тюбик. Цели те же.

Третий рисунок назвать трудно: на нём и руки, и лампочка, и что-то такое в руках. Если кто-то из учеников назовёт этот предмет плафоном, то работа продолжается с тремя словами. Если дети затруднятся, то учитель предлагает им пока оставить рисунок в стороне и работать с известными словами. Цель: обучение тактике учебной работы.

II.2. Выполняем вторую задачу — подбираем схемы. Возможно, что кто-то из учеников, подсчитывая количество звуков, произнесёт название животного как зубор или зубар. Но лучше не полагаться на случай, а заранее подготовить ученика, который даст такой ответ. Не реагируя на ошибку, учитель позволяет ученикам поставить под рисунком схему из пяти звуков.

Следующее слово тюбик. В нём совершенно точно пять звуков. А второй такой схемы нет. Как быть? Здесь либо в схемах ошибка, либо в ответах детей. Скорее всего, второе. В беседе выясняется, что название животного не зубор, а зубр.

Таким образом, невостребованной осталась схема из шести звуков. Следовательно, искомое слово на третьей картинке должно состоять шести звуков. Ищем такое слово. С помощью учителя, дети находят слово плафон.

II.3 и II.4. Решаем следующую задачу —ищем гласные звуки.

  Мы помним, что в идеологии ФГОС важен не столько результат, сколько путь к этому результату. В этом суть деятельностного подхода к обучению. Поэтому уже нельзя просто сказать ученикам: ищите гласные.
   Здесь мы часто сталкиваемся с парадоксом: ученик правильно решает задачу, но не может объяснить, как он это сделал. Значит, он овладел некими умениями, но сам этого не осознаёт, следовательно, не сможет перенести эти умения на другой вид деятельности, не может дальше учиться при помощи приобретённого. Вот с этим явлением и пытается бороться новый ФГОС.

Сначала надо создать ориентировочную основу действий или попросту составить план действий. С этой целью учитель спрашивает:
    — Что надо делать, чтобы найти гласные звуки?

При помощи наводящих вопросов и выводов из ответов учитель помогает ученикам осмыслить свои будущие действия:

— Надо ли произносить слово целиком? (Нет, потому что нам нужен один звук, чтобы понять, гласный он или согласный; следовательно, будем произносить звуки по одному по порядку).

— Как мы узнаем, гласный звук или согласный? (Здесь ответы могут быть самые разные: по артикуляции, по памяти, по таблице — всё, что захотят дети, или то, что попросит учитель).

— А когда найдёте гласный, что будете делать? (Важно, чтобы ответ был таким: будем выполнять четвёртую задачу, а уже потом: закрасим красным цветом).

II.4. Дети выполняют задание индивидуально или в парах.

III. Контрольный блок.

Способы контроля:

  • сверить свою работу с образцом на доске;
  • сверить работу с работой соседа;
  • один ученик называет гласный звук и его порядковый номер в слове, остальные проверяют у себя;
  • поменяться тетрадями и проверить работу другого ученика.

Примем за данность, что первоклассники не владеют ни одним способом, кроме третьего. Они действуют хаотично и, по сути, не проверяют работу, а глазами сравнивают картинки. В последнем способе проверки они смотрят только на то, соответствует ли чужая работа их собственной.

Даже если Вам кажется, что в Вашем классе не так, особо не обольщайтесь. Дети в этом возрасте действуют спонтанно, интуитивно, слабо осознавая свои действия. Конечно, мы не будем грубо вторгаться в их интеллектуальный мир. Спокойно и неторопливо будем развивать целенаправленность и осознанность мыслительных действий. Это я к тому, что каждому способу проверки детей надо научить.

Сначала (подготовительный период технологии) обучаем детей перечисленным выше (или другим, какие подберёт учитель) способам контроля. При каждом случае проверки берём один способ и отрабатываем его. Когда учителя будет удовлетворять качество проверки этим способом, начинаем обучать их следующему. И так далее.

Первый способ — сверить свою работу с образцом на доске.
    1) выбрать одну схему;
    2) посчитать, на каком месте в слове стоит гласный в твоей схеме;
    3) посмотреть, на каком месте стоит гласный в образце;
    4) сделать вывод о правильности или ошибке;
    5) исправить ошибку, если она есть.

Второй способ — сверить работу с работой соседа.
    1) выбрать одну схему;
    2) посчитать, на каком месте в слове стоит гласный в твоей схеме;
    3) посмотреть, на каком месте стоит гласный в образце;
    4) если есть разница — ещё раз проработать каждый звук в слове, чтобы удостовериться, кто прав;
    5) исправить ошибки, если они есть.

Третий способ — один ученик называет гласный звук и его порядковый номер в слове, остальные проверяют у себя.
    Действия отвечающего:
    1) чётко назвать слово, которое будет прокомментировано;
    2) назвать гласные по порядку и указать их места в слове.
    Действия остальных учеников:
    1) внимательно слушать и одновременно проверять свою работу;
    2) если обнаружится несовпадение, запомнить его, дослушать и проверить до конца, а потом вернуться к ошибке и ещё раз проработать звук.

Четвёртый способ — поменяться тетрадями и проверить работу другого ученика.
    1) проговорить каждый звук в слове и удостовериться, что заданные звуки обозначены правильно;
    2) если обнаружена ошибка, объяснить автору работы, в чём она заключается.

Когда все способы проверки детьми усвоены, наступает основной период этой технологии (возможно, он наступит где-то в третьем, а то и в четвёртом классе, это неважно, здесь главное — не торопиться).
    Вначале, определив способ проверки, ученики по указанию учителя вспоминают, рассказывают, как они будут проверять, затем проверяют. Через какое-то время, удостоверившись, что дети освоили процедуры проверки, учитель может сказать:
    — Выберите способ проверки и работайте.

 

Вернуться к оглавлению

 

Обратная связь

Copyright © 2013. Галина Мисаренко.
Все права защищены. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.