учимся без троек

Меню

Главная

Копилка теоретических знаний

Статьи

Технология обучения русскому языку

Книги

Обучаем детей по ФГОС НОО

Дидактические материалы

Конспекты и фрагменты уроков

Работа над предложением

 

Обратная связь

Техника развития речемыслительной деятельности на примере работы с загадками

 

В статье приводится пример методической работы по формированию познавательных УУД у младших школьников. На примере разгадывания нетрудной для учеников загадки автор показывает технику решения учебной задачи, способствующую развитию у школьников критичности мышления, умения рассуждать и контролировать истинность собственных предположений, анализировать информацию и делать аргументированные выводы.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует педагогов на деятельностную парадигму обучения школьников, которая перенесла акценты с конечного результата на систему действий, необходимых для получения этого самого результата и обеспечивающих его высокое качество, ибо только правильные действия могут привести к качественному результату. Здесь уместно вспомнить слова А. А. Леонтьева о том, что "процесс обучения есть всегда обучение деятельности либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению на иностранном языке), либо умственным действиям. …Обучать деятельности — это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. То, что мы назы­ваем знаниями, — это ориентировочная основа учебной, а затем и внеучебной деятельности. То, что называется навыками, — это способность ученика осуществлять «технологическую» сторону деятельности учения (в психологии мы говорим в этом смысле о психологических операциях)".[1]  Таким образом, формирование операционных умений  и навыков сегодня является целевым объектом педагогической работы.

В современном информационном мире центральную роль в операционных действиях играет умение анализировать поступающую информацию и делать из неё правильные выводы. Учить детей производить необходимые действия анализа можно, в частности, при разгадывании загадок. В качестве примера техники разгадывания загадок рассмотрим протокольную запись фрагмента урока во 2 классе (с методическими комментариями автора статьи).

Текст загадки: «Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло, летит спать в дупло».  (Сова).

Мотивационный блок.

Учитель предъявляет ученикам текст загадки, написанный на доске, и получает три ответа: птица, сова и кошка.

 

Если ученики сразу дадут правильный ответ, то запланировано появление Незнайки (картинки или куклы), который назовёт летучую мышь (она ночью охотится на мышей, но не живёт в дупле). Незнайку учитель использует в качестве своеобразного «символа ошибки»: то, что он говорит, похоже на правильное утверждение, но Незнайка не учитывает всю полноту сведений о предмете высказывания, поэтому оно неверно. Например, он может утверждать, что слово «спит» не является глаголом, потому что в нём нет действия, поскольку спящий ничего не делает.
    Неправильный вариант ответа нужен затем, чтобы, во-первых, учить детей осмыслению поступившей информации, во-вторых, помочь им осознать ход собственных мыслей, приведших к правильной отгадке, т. е. развивать рефлексию, в-третьих, формировать аппарат аргументации для обоснования своих ответов, т. е. развивать контроль.
    В данном случае Незнайка не понадобился.

На предложение обосновать свои ответы ученики высказывают аргументы, которые у всех ответивших детей в итоге сводятся к одному – она ночью ловит мышей. При этом автор ответа «кошка» игнорирует слова «летает» и «летит спать в дупло», говорит, что мыши вылезают по ночам, а кошка в темноте хорошо видит и этих мышей ловит.

В результате обсуждения выделяется задача (мотив) – найти единственно правильный ответ и доказать его.

Операционный блок.

 

Представленный ниже план действий операционного блока является нормативным, единым для любой загадки. В зависимости от текста загадки он либо может дополняться какими-либо потребными пунктами, либо содержание того или иного пункта может ситуативно меняться, но в целом блок сохраняет свою структуру и содержание.

1. Определение конечного продукта.

Учитель. Давайте попробуем понять: нам надо отгадывать предмет, его действие или какой-нибудь признак?

Ученики. Предмет.

  Этот пункт – исключение, не является обязательным, поскольку все известные загадки имеют в виду предметы. Он включается в план для тех случаев, когда вместо классического варианта загадки учитель использует толкование слов-действий или слов-признаков в рамках работы с частями речи.

Учитель. Какого рода должно быть слово-отгадка – мужского, женского или среднего?

  А это очень важный момент беседы, поскольку дети редко обращают внимание на род слова-отгадки, который заложен в тексте загадки, ориентируясь только на свои ассоциации. Так, например, услышав загадку «Он на цыпочках приходит и на цыпочках уходит, у кого закрыты глазки, тем рассказывает сказки», ученик ответил: «Это бабушка».

Ученики. Непонятно, какого рода, потому что и он летает, и она летает, и оно тоже летает.

2. Выделение действий, которые выполняет неизвестный предмет (летает, добывает, летит спать). Учитель пишет слова-действия на доске.

Учитель. Можно ли догадаться, о каком предмете идёт речь в загадке – живом или неживом?

Ученики предполагают, что речь идёт о живом существе, потому что есть слово «спать». Однако учитель указывает, что это слово может быть употреблено в переносном значении, значит, можно сделать лишь предположение, но утверждать этого пока нельзя.

 

Анализ информации всегда проводится системно,  по определённым параметрам: а) полнота информации о данном объекте, б) достаточность- недостаточность и в)существенность-несущественность для решения данной учебной задачи, г) степень достоверности и т. д.
В данном эпизоде учитель обращает внимание учеников на неполноту достоверности.

3. Анализ выделенных действий искомого предмета.

Учитель. О чём рассказывают нам слова «летает», «летит спать»?

Подхватывая реплику учителя, ученики вспоминают, что летает и самолёт, и бабочка, и комар, и даже воздушный шарик. Учитель помогает детям сделать вывод: у нас ещё недостаточно информации для уверенного утверждения.

Учитель. У нас же есть ещё одно действие предмета – добывает. О чём оно рассказывает?

Ученики отвечают, что искомый предмет мышей добывает, то есть ищет и ловит. По логике возникает вопрос: зачем этот предмет ловит мышей? Дети реагируют однозначно и ожидаемо для их возраста – чтобы их есть. Учитель расширяет поле для размышлений: мышей ловят с разными целями  –   чтобы от них избавиться, чтобы их есть, чтобы кормить ими какое-нибудь другое животное. Один из учеников вспоминает, что мыши бывают нужны для различных опытов. Учитель обращает внимание учеников на смысл глагола «добывает», который означает, что мыши являются добычей в результате действий самого предмета (следует толкование слова добыча). Естественно, ни муха, ни комар, ни тем более самолёт на мышей не охотятся, значит, это, во-первых, живое существо (поскольку оно охотится, т. е. руководит своими действиями, чего не может делать неживой предмет), во-вторых, птица.

Учитель. А зачем птице мыши?

Следует обсуждение и вывод: животные охотятся, чтобы добычу есть и кормить своих детёнышей; теперь мы можем совершенно точно утверждать, что это животное, а конкретнее – птица.

5. Промежуточное обобщение: искомый предмет является птицей, ловит мышей и ест их.

В ходе беседы выясняется, что эта птица ведёт ночной образ жизни («всю ночь летает») и что она живёт в дупле.

На доске появляются картинки животных, ведущих ночной образ жизни, среди которых нет птиц: летучие мыши, лемуры и пр.

Учитель помогает детям найти общие черты внешности этих животных и сделать необходимые для решения поставленной задачи выводы: во-первых, у ночной птицы должно быть тёмное оперенье и большие глаза, потому что ночью очень мало света, и чем больше глаза, тем больше света в них попадает, тем лучше птица видит в темноте; во-вторых, раз птица живёт в дупле, значит это лесная птица.

7. Общий итог размышлений.

Обобщая имеющиеся в тексте загадки сведения и свои рассуждения об искомом предмете, дети совместно с учителем делают вывод: речь идёт о птице с большими глазами и тёмным опереньем, которая живёт в лесу, ночью охотится на мышей, а днём спит в дупле. Это сова или филин.

Контрольный блок.

В данном случае в качестве контроля могут выступать поисковые и творческие задания или проект.

Первый вариант. Учитель делит класс на две части и даёт домашнее задание: найти в словарях, энциклопедиях, художественной литературе описания совы (для одной части класса) и филина (для другой части), подтверждающие правильность отгадки. На одном из уроков природоведения ученики на основе собранного материала сравнят этих двух птиц. Учитель со своей стороны может дать дополнительный материал о сыче и объединить этих трёх птиц в единую классификационную группу — совиные.

Второй вариант. Выполнение индивидуального или группового (в малых группах) проекта на заданную тему, например, "Сова – наш друг или враг?" или "Почему сова не похожа на курицу?".

Третий  вариант. Собрать материал и написать домашнее коллаж-сочинение [2] не тему, например, «Что я знаю о ночных птицах леса» по заданной структуре: определение, внешний вид, место проживания, образ жизни.

 

На выполнение каждого из вариантов отводится не менее недели. При этом учитель обязательно даёт детям план выполнения задания по дням, например, он может быть таким: 1,2 и 3 день – сбор материала, 4 и 5 день – написание работы, 6 день – работа «отлёживается», 7 день – проверка и правка работы, 8 день – сдача работы учителю. Однако в каждом конкретном случае этот план составляется сугубо индивидуально в зависимости от вида задания, возраста, уровня подготовленности учеников и т. д.

На первый взгляд представленная в статье работа может показаться чересчур формализованной, долгой и занудной. Это особенность любой технологии. Пошаговое описание технологического процесса всегда таково, поскольку оно обращено к формальной системе действий, позволяющих получить запланированный качественный результат.

Но в тот момент, когда учитель начинает реализовывать технологический план действий, включаются вариативность и творчество педагога, который одухотворяет формальные действия живым общением и делает урок динамичным и интересным для детей. Именно так технология, опосредованная личностью учителя,  соединяется с искусством.

______________________________

1. Леонтьев А. А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа: плюс и минус. - 2001. -  № 1. - С. 4

2. Коллаж-сочинение – вид творческой письменной работы, в которой ученики используют выдержки, фрагменты, объёмные цитаты из подобранной по теме литературы, компонуя их в текст.

Вернуться в оглавление

 

Обратная связь

Copyright © 2013. Галина Мисаренко.
Все права защищены. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.