учимся без троек

Меню

Главная

Копилка теоретических знаний

Статьи

Технология обучения русскому языку

Книги

Обучаем детей по ФГОС НОО

Дидактические материалы

Конспекты и фрагменты уроков

Работа над предложением

 

Обратная связь

Гиперактивность современного ребенка: норма или патология?

Источник: Н. А. Горлова./Коррекционно-развивающее образование. - № 1. - 2009. - С. 53-60.

 

В данной статье с позиции психолингвистики детского развития рассматриваются особенности нового типа сознания современных детей и особое внимание уделяется постановке диагноза: гиперактивность.

 

Этот вопрос можно поставить по-другому: может ли гиперактивность рассматриваться как типичное развитие современного ребенка? Как определить границы гиперактивности как нормы, отклонений и патологии?

Но прежде чем мы обратимся к проблеме гиперактивности, постараемся разобраться в особенностях развития современных детей.

1. О новом типе сознания современных детей.

Сегодня много говорят и пишут о новых детях, об их уникальных интеллектуальных и телепатических способностях, о том, что они "пришли в этот мир, чтобы его изменить, сделать лучше и добрее". И в то же время мы видим, как быстро увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, с ММД (минимальной мозговой дисфункцией – замедленным развитием отделов мозга), с синдромом нарушенного внимания,  гиперактивностью, с нарушениями эмоционально-волевой сферы…

Давайте проведем маленький эксперимент: посмотрите на первую фотографию и определите возраст ребенка.

малыш  дети

Как правило, этому малышу "дают" от 3-х до 5-ти лет. Для сравнения посмотрите на вторую фотографию, и Вы увидите этого полуторагодовалого ребенка рядом со своим шестилетним братом. 

Почему трудно определить возраст ребенка по фотографии, почему сложно объяснить мотивы его поведения, когда он выражает протест и не желает подчиняться указаниям взрослых? Почему современные дети 3-4 летнего возраста овладевают компьютером быстрее взрослых и знают: на какую кнопку нужно нажать, в то время пока взрослые пытаются разобраться в инструкции? Почему у бабушек и дедушек поведение внуков вызывает тревогу и непонимание, "так как те методы и приемы воспитания, которые они применяли для своих детей, сейчас "не работают" (из анкеты бабушки). 

А теперь проведем второй эксперимент: определим "уровень актуального развития" современного ребенка, используя практическое пособие "От диагностики к развитию" С. Д. Забрамной. Ценным в пособии является то, что с помощью игровых заданий можно определить норму, отклонения или нарушения в развитии ребенка. Детям 4-5 лет предлагается задание "Найди такую картинку", с 3-4 лет "Разрезные картинки" (знакомые предметы, разрезанные на 2,3,4 части), с 5 лет – задание "Составление целого из частей" (две картинки, разрезанные по диагонали на 4 части) и т.д. Диагностика показала, что эти задания успешно выполняют дети двух-трех лет. Кроме этого, ребенок в два с половиной - три года может собирать пазлы из двенадцати элементов. Наши коллеги из Англии отмечают такую же тенденцию: диагностические задания, которые они использовали для 5-летних детей (как показатели типичного развития), успешно выполняют 3-хлетние дети.

Проводя психогенетические исследования, Друнвало Мельхиседека (США) обнаружил, что у современных детей уровень интеллекта составляет 130 IQ, а не 100 (раньше это был один ребенок на 10 тыс.); 80-90% детей, рожденных в США, имеют новую ДНК. Молекула ДНК состоит из множества нитей, хромосом и кодонов. ДНК человека использует 20 кодонов из 64, а современные дети – 24. Найдено 6 новых кодонов, из которых современные дети используют 4 (эти кодоны определяют разные типы ДНК).

Результаты проведенного нами мониторинга мнения родителей и педагогов (г. Москва) о современных детях показали, что у детей повышенная тревожность (98%) и агрессия (78%), повышенная возбудимость (93%) и гиперактивность (87%), повышенная утомляемость (95%), повышенная потребность к восприятию информации (69%), повышенная эмоциональность (93%), что дети настойчивы и требовательны (94%), не желают выполнять бессмысленные действия (88%), что они значительно отличаются от своих сверстников прошлого века (86%).

Как можно объяснить такие изменения?  

Современные дети – это продукт эволюции Природы и Общества. В процессе эволюции согласно законам развития (Л. С. Выготский) происходят как количественные изменения, так и качественные, в результате чего появляются новообразования. Таким качественным новообразованием выступает новый тип сознания современных детей: системно-смысловое, а не системно-структурное, описанное в работах Л. С. Выготского. (Горлова Н.А. 2000 - 2008 г.г.) 

Если сознание – есть отражение окружающей действительности, которая значительно изменилась за последние годы, то, следовательно,  изменилось сознание взрослых и детей. Самым главным изменением в развитии общества можно считать переход от постиндустриального к информационному типу развития и возникновение проблемы, которую нам предстоит решать в будущем – научиться дифференцировать постоянно увеличивающийся поток информации, понимать её смысл и значение. Иначе говоря, нужно научить современного ребенка "работать со Словом" – "микрокосмом человеческого сознания".

Для этого обратимся к исследованиям особенностей развития современных детей с позиции психолингвистики детского развития, изучающей проблему развития сознания ребенка и его личности в деятельности (в рамках школы А. А. Леонтьева). Психолингвистика детского развития позволяет понять: как устроено сознание современного ребенка, каким образом ребенок воспринимает, перерабатывает и усваивает информацию (знаковую, символическую, образную), как структура личности ребенка соотносится с функциями речевой деятельности и пр. Но для того, чтобы психолингвистика детского развития не осталась научной дисциплиной, а послужила основой для развития ребенка, - для родителей и педагогов разработана модель персонального развития личности, с помощью которой можно не только понять особенности развития современного ребенка, но и выстроить траекторию его гармоничного развития в процессе воспитания и обучения.

В сознании современного ребенка доминирует смысловая сфера как регулятор его поведения. 

Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности как смысловой реальности. Первый вопрос, волнующий малыша – "зачем?" пришел на смену "почему?". Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного ребенка, а смысл поступков и действий. В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни – будет зависеть от условий воспитания и обучения.
Например: Шестимесячный малыш наблюдает за действиями мамы, которая собирает и разбирает пирамидку. Вместо привычного подражательного рефлекса у ребенка доминирует смысловая ориентация и, дождавшись момента, когда мама соберет пирамидку, малыш берет её за основание, сбрасывает все кольца и протягивает основание пирамидки  маме. В глазах вопрос – зачем ты это делаешь?

         Папа объясняет малышу (1 г. 8 мес.): "Сначала нужно умыться, а потом будем завтракать". Выслушав папу, малыш спрашивает: "Зачем?" 

         Двухлетняя девочка внимательно слушает объяснения мамы, что и как нужно делать, а затем спрашивает: "А шмышл где?"

Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс, и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы, и они сами выстраивают стратегию своего поведения.

Например, из рассказа мамы, как сын (9 мес.) сам научился ходить: "Сначала он начал ходить вдоль дивана, передвигая ноги и руки. Затем он увидел стул и попытался оторваться от дивана на один шаг, чтобы дойти до стула. Но так как там было больше шагов, то он передумал и пошел вдоль дивана к детскому столику, который стоял ближе. Он повторил попытку, и ему удалось на один шаг оторваться от дивана. Так он тренировался несколько дней, пока не почувствовал уверенность. Постепенно он начал выбирать другие объекты, которые находились на шаг дальше. Через месяц ребенок спокойно передвигался по комнате, переходя от одного стула к другому". Важно отметить, что как только родители поняли намерение ребенка, они расставили стулья и другие предметы мебели в комнате на таком расстоянии, чтобы ребенку было удобно тренироваться.      
Смысловая ориентация ребенка становится источником и побудителем развития смысловой сферы личности, которое (развитие) возможно только при условии удовлетворения его желаний и потребностей. Иными словами, если ребенок принимает и понимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять. Если – нет, то откажется, выражая протест, вплоть до агрессии. 

Важно понимать, что смысловая сфера не появилась на пустом месте, она развивалась постепенно. Нам известны факты, которые достаточно хорошо описаны в детской психологии о том, что у детей дошкольного возраста "мотив и цель слиты" и поэтому ребенок проявляет эгоцентризм, "у него слабая регуляция поведения", "он не может поставить цель и принять учебную задачу" и пр. Но ведь слияние мотива и цели и есть смысл. 

Здесь важно упомянуть утверждение А. Н. Леонтьева о том, что "проблему смысла надлежит ставить исторически… Понятие смысла означает отношение, возникающее вместе с возникновением той формы жизни, которая необходимо связана с психическим отражением действительности, т.е. вместе с психикой". (А. Н. Леонтьев, 1994, С.207-208).

В своих работах Л. С. Выготский раскрывает особенности функционирования системно-структурного сознания человека и указывает на то, что "осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания" (Л. С. Выготский, М.: Лабиринт, 1996, С.362.). В дискуссиях со своими учениками по проблеме сознания (1933-1934 г.г.) он выдвигает следующее положение: "Сознание в целом имеет смысловое строение. Мы судим о сознании в зависимости от смыслового строения сознания, ибо смысл, строение сознания – отношение к внешнему миру…" (Л. С. Выготский, Собрание сочинений: В 6 т., М.: Педагогика, Т.1, 1982, С.165). Л. С. Выготский говорит о переживаниях в детском возрасте, которые являются основой для порождения смыслов.

Именно система отношений современного ребенка к окружающему миру является определяющей и доминирует в его сознании. Если раньше можно было объяснить ребенку, что именно так надо делать, и он выполнял действия, доверяя взрослому, то современные дети будут готовы услышать взрослого только после того, как будет выстроена система отношений на основе договора и доверия. Иными словами, у современных детей система отношений доминирует над системой знаний.   

Смысловая сфера личности как внутренний мотив и побудитель управляет развитием других четырёх сфер: сферой тела (физическое развитие), сферой души (эмоциональное развитие), сферой разума (ментальное развитие) и сферой духа (развитие воли). Эти сферы личности должны развиваться гармонично с момента рождения. (Н. А. Горлова. Радость общения. Программа воспитания и обучения детей раннего возраста. – 2008).

Остановимся на особенностях развития "сферы тела" ребенка, которая обеспечивает физическое развитие, и обратимся к проблеме гиперактивности.

2. О гиперактивности современного ребенка.  

У современных детей отмечается повышенный тонус организма, повышенная возбудимость и гиперактивность. (Выделено автором. - Г. М.)

В последние годы как в нашей стране, так и за рубежом резко увеличилось количество детей с такими диагнозами, как гиперактивность (гиперкинетический синдром ГКС или гиперактивное расстройство ГР ), минимальная мозговая дисфункция (ММД), психоорганический синдром (ПОС), синдром дефицита внимания (СДВ). Многообразие понятий и теорий вносит путаницу в понимание сущности данных проявлений и затрудняет диагностику детей. Вокруг этих понятий и связанных с ними теорий идут многочисленные споры.

Первые публикации о детской гиперактивности были сделаны  в медицинской литературе психиатрами и неврологами в 19-ом столетии: например, Генрих Гофманн (1845), В. Ирлэнд (1877), Е. Боурнвилл (1897), Т. Клоустон (1899).

Известный английский педиатр Г. Ф. Стилл (1868-1941) считал основными механизмами поведения гиперактивных детей недостаточную "волевую сдержанность" и "дефект морального контроля". Причины нарушений в поведении гиперактивных детей он связывал с биологическим дефектом  (наследственностью, темпераментом ребенка) и с поражениями центральной нервной системы (ЦНС).

Синдром гиперактивности стали рассматривать на фоне "органического повреждения головного мозга" ребенка (например, после перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний). Врачи пришли к выводу о том, что среди детей со стойкими расстройствами поведения после эпидемии оказались те, кто перенес более тяжелые формы заболевания, закончившиеся формированием выраженных нарушений функций мозга. В 1934 году Е. Кан и Л. Коен описали проявления гиперактивности у детей (избыточная подвижность, неуклюжесть, непредсказуемый и взрывчатый характер в движениях и поступках) и указали, что она формируется (как врожденный дефект) в результате структурно-функциональных изменений в стволе головного мозга, регулирующих уровень активности ребенка.

В нашей стране (20-30 годы 20 века) также проводились исследования  в области детской психиатрии (Г.Е.Сухарева, Е.А.Осипова). Наряду с описанием симптомов проявления гиперактивности у детей и её вариантов, они пришли к заключению о необходимости разграничивать такие диагнозы как психопатия и гиперактивность.

В 30-60 годы прошлого века врачи стали изучать гиперактивность на фоне "минимальных мозговых повреждений" и "минимальной мозговой дисфункции". (А. Штраусс, А. Блау, Р. Левин; Б. Пазамарник, Г. Бирх, Ш. Рапин,  и др.).

Г. Бирх и Ш. Рапин поставили под сомнение концепцию мозгового повреждения как единственную причину гиперактивного поведения ребенка. В 1963 году Оксфордская международная исследовательская группа по детской неврологии рекомендовала заменить термин "минимальное мозговое повреждение" на термин "минимальная мозговая дисфункция" (ММД), указывая на то, что гиперактивность не связана с выраженными нарушениями интеллектуального развития ребенка. 

Применение нейропсихологических методов (Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. 1978, Глезерман Т. Б. 1983) при изучении проявляющихся у детей с ММД поведенческих, познавательных и речевых расстройств, позволило установить определенную взаимосвязь между характером нарушений и локализацией очагового поражения центральной нервной системы (ЦНС).

Дальнейшее всестороннее изучение минимальной мозговой дисфункции (ММД) потребовало разработки диагностических критериев для ряда состояний, которые раньше рассматривались в рамках этого диагноза. Был пересмотрен  Международный классификатор болезней (МКБ -10, 1994), рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). (См. Таблицу 1.).

В таблице представлен Раздел F 8 - перечень состояний в рамках ММД по современной классификации МКБ-10 (ВОЗ).

Раздел  F 8 Нарушения психологического развития
F 80 Расстройства развития речи
F 81 Расстройства развития школьных навыков: дисграфия, дислексия, дискалькулия
F 82 Расстройства двигательных функций: диспраксия
Раздел F 9 Поведенческие и эмоциональные расстройства детского и подросткового возраста
F 90 Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания

В таблице видно, что в рубрике F 8 представлены рубрики F 80,  F 81,  F 82, Раздел F 9, F 90. Обратите внимание, что все перечисленные нарушения, представленные в таблице, связаны с очаговым (частичным) поражением, недоразвитием или дисфункцией головного мозга.

За последние 20-30 лет достигнут значительный прогресс в изучении синдромов гиперакивности и дефицита внимания.

Рассмотрим признаки, которые свидетельствуют о гиперактивности ребенка.
В первые месяцы жизни у ребенка наблюдается повышенный тонус организма, гипервозбудимость, когда дети проявляют беспокойство и беспричинный крик. Может наблюдаться избыточная двигательная активность, усиление потливости, учащение дыхания. При гипервозбудимости наблюдается нарушение сна в 82 % случаев (Журба Л. Т. и др., 2001 г.). Ребенок трудно засыпает, часто просыпается, вздрагивает при незначительном звуке, сонливость или перевозбуждение в течение дня, а иногда наоборот, ребенок не спит весь день и чувствует себя бодро. 

В возрасте от одного до двух лет гиперактивных детей отличает повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, моторная неловкость, нарушения сна, отмечаются и нарушения в развитии речи. (Н. Н. Заваденко, 2005).

Как пишут специалисты, основные симптомы гиперактивности возникают в возрасте от трех до семи лет и связаны с тем, что ребенок "находится в постоянном движении, бегает как заведенный, не может спокойно усидеть на месте во время занятий, не слышит и не выполняет указания взрослых. Они крайне нетерпеливы, спорят, шумят, кричат, разражаются, если на них не реагируют. Они часто бросают вещи и игрушки, они не послушны". (там же.)

Складывается такое впечатление, что наши дети все гиперактивны потому, что они не послушны. А может, стоит пересмотреть отношение взрослых к детям?
Используя психолингвистическую "методику условного диалога" (при изучении "сферы разума" современного ребенка), мы установили, что у современных детей отмечается повышенная потребность к восприятию информации, т.к. объем долговременной памяти больше, а проходимость оперативной выше. И если ребенок в раннем возрасте недополучает "своей порции" информации, то он начинает её сам добывать, подключая все свои анализаторы, и если он её все-таки недополучает, то усиливается детская агрессия.  

Обратимся к критериям, которые используют специалисты для постановки диагноза гиперактивного расстройства с дефицитом внимания у детей (ГРДВ) по классификатору ВОЗ (1994).

К основным диагностическим критериям ГРДВ относятся следующие симптомы (признаки):

  • Несоответствующие нормальным возрастным характеристикам и свидетельствующие о недостаточных адаптационных возможностях:
           - нарушения внимания;
           - гиперактивность и импульсивность;
  • Первые симптомы развиваются в возрасте до 7 лет;
  • Симптомы постоянно сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптации ребенка;
  • Недостаточная адаптация проявляется в различных ситуациях и видах окружающей обстановки (дома и в образовательном учреждении), несмотря на соответствие уровня интеллектуального развития нормальным возрастным показателям.

Невнимательность

  • Не может удерживать внимание на деталях, из-за небрежности допускает ошибки в школьных заданиях, при выполнении другой работы.
  • С трудом сохраняет внимание в ходе выполнения заданий или во время игры.
  • Обычно складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь.
  • Не может следовать инструкции и выполнить её, доводить до конца задание (при этом он понимает само задание).
  • Испытывает трудности при самостоятельном выполнении задания в разных видах деятельности.
  • Проявляет недовольство, сопротивляется, избегает те задания, которые требуют длительного умственного напряжения.
  • Часто теряет вещи как в школе, так и дома (игрушки, карандаши, книги и пр.)
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  • Проявляет забывчивость.

Гиперактивность

  • Наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; не может спокойно сидеть на стуле, крутится, вертится.
  • Во время уроков часто встает со своего места, ходит по классу.
  • Проявляет бесцельную двигательную активность, бегает, крутится, пытается куда-то залезть.
  • Не может тихо играть или спокойно заниматься каким-то делом.
  • Находится в постоянном движении и ведет себя так, как будто к нему "привязали мотор".
  • Часто бывает болтливым.

Импульсивность

  • Отвечает на вопрос, не выслушав его до конца и не задумываясь.
  • С трудом дожидается своей очереди (в различных ситуациях).
  • Пристает к окружающим и мешает другим.

Согласно Классификатору ВОЗ, чтобы поставить диагноз, достаточно выделить не менее шести показателей, которые проявляются на протяжении шести месяцев.

Обобщая вышеизложенные признаки, можно заключить, что все наши дети – гиперактивны и у них отмечается дефицит внимания, потому что все эти признаки характерны для детей дошкольного возраста. В силу возрастных особенностей у них слабо развита произвольность действий, и они не могут управлять своим поведением; они не могут длительное время сидеть на одном месте. Наши дошкольники очень любопытны и они постоянно обращаются к взрослым с вопросами. Как показывают наши исследования в 2-3 года (а раньше это было в 3-4 года) у детей развивается инициативная речь, когда ребенок может задать вопрос только для того, чтобы что-то сказать, а не услышать ответ. На основе инициативной речи формируется контекстная речь, а затем связная. 
Что касается импульсивного поведения ребенка, то как правило, это результат демократического типа отношений в семье, где ребенок не приобретает опыт регуляции своих эмоций и поведения. (Н. А. Горлова. Радость семейного общения. – 2007).

Какой вывод можно сделать?

Во-первых, важно учитывать, что критерии, выделенные в одной стране (или в ряде стран), не могут служить основанием для их использования в другой стране без учета культурно-образовательной среды, социально-экономических и других условий, без проведения многочисленных исследований и соответствующей выборки;

Во-вторых, необходимо всесторонне изучать особенности и закономерности развития современных детей, обладающих новым типом сознания, устанавливая возможные причины возникновения гиперактивности;

В-третьих, следует четко обозначить границы гиперактивности как нормы (рассматривая гиперактивность как повышенную двигательную активность), как отклонения и как нарушения в развитии.

Вернуться к оглавлению

 

Обратная связь

Copyright © 2013. Галина Мисаренко.
Все права защищены. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.