шапка

Меню

Главная

Копилка теоретических знаний

Статьи

Технология обучения русскому языку

Книги

Обучаем детей по ФГОС НОО

Дидактические материалы

Конспекты и фрагменты уроков

Работа над предложением

 

Обратная связь

Конструирование полного ответа на поставленный вопрос

 

Известно, что полные ответы на поставленый вопрос педагоги начинают требовать от детей чуть ли не с детского сада. Считается, что так мы развиваем речь детей. Давайте разберёмся, так ли это.

Во-первых, требование полного ответа нарушает законы диалогической речи. Собеседники обычно знают предмет разговора, поэтому бессознательно избегают лишней информации и общаются во многом предикатами, т. е. смысловыми центрами фразы. Поэтому вместо того, чтобы спросить: "Какой частью речи является это слово?", и получить ответ: "Это слово является глаголом", в диалоге более естественно спросить: "Какая часть речи?", или даже проще: "Часть речи?", и услышать: "Глагол". Ведь общение в диалоге динамично и полностью погружено в смысл. Длинные подробные фразы здесь в подавляющем большинстве неуместны.

Во-вторых, дети ещё не умеют произвольно строить предложения. В устной речи, внутри которой развивался ребёнок, фразы обычно недлинные, грамматически необязательные в силу того, что если собеседник имеет представление о теме разговора, то можно лишь намекнуть (...вот помнишь дядку, ну, что за будкой стоял, ну, с пакетом..., такое пальто я видела), а если тема незнакома, то помогают жесты, мимика и пр. (...возьми отсюда и брось туда; ...вот такое оно было). Чтобы выстроить предложение по законам грамматики, нужно уметь это делать и, кроме того, приложить немало усилий, то есть использовать механизмы уже не устной, а письменной речи (подробнее см. здесь).

В-третьих, младшие школьники (в силу незрелости школьно значимых психических функций) не всегда могут одновременно удерживать в сознании мысли и облекать их в нужную форму. Как правило, на уроке идёт интенсивная мыслительная работа, дети решают учебные задачи. И вот ребёнок что-то понял, вспомнил и стремится передать содержание своей мысли. В это время учитель говорит: "Нет, ты ответь полным предложением". Внимание переключается на форму высказывания, а поскольку выстроить предложение трудно, мысль благополучно покидает голову, даже не помахав рукой. Вот так бездушное формальное требование гасит блеск в глазах школьника.

И, наконец, разве мы имеем моральное право требовать от ребёнка то, чему его не научили? Это всё равно, что требовать качественное зимнее пальто от молодой девочки, которая не умеет ещё ни рукав вшить, ни карман обработать.

Упражнения этого раздела знакомят школьников с одним из правил построения предложения, развивают произвольность речемыслительных действий и формируют механизмы письменной речи.

 

1. Ответь на вопросы при помощи слов из скобок.

Помни! Начинать ответ надо с конца вопросительного предложения так, чтобы слова, отвечающие на главное вопросительное слово, стояли в конце предложения-ответа. Эти слова произносятся с большей выразительностью.

План действий:

1) читаю: Из чего состоял берег бухты? (из песка и мелких камней);
    из чего состоял берег бухты
    3) отвечаю: берег бухты состоял из песка и мелких камней.

1.1. Куда Владик отправился поутру? (в магазин)
    1.2. На чём были разложены яркие игрушки? (на прилавке)
    1.3. На что влезла Тамарочка? (на табуретку)
    1.4. Кто спал в мягком кресле? (котёнок)
    1.5. Где весело свистели птицы? (в кустах тальника)
    1.6. Откуда появилась группа всадников? (из-за холмов)
    1.7. К чему придвинулись ледяные поля? (к самому берегу)
    1.8. Во что сильнее завернулся Зверков? (в свой плащ)
    1.9. Куда выходили пассажиры? (на привокзальную площадь)
    1.10. Где хранила фея детские сны? (в разноцветных конвертиках)
    1.11. Куда Мишка запихнул чемодан? (на верхнюю полку)
    1.12. Что нёс Винни-Пух в глиняном горшочке? (сладкий мёд)
    1.13. Чем заволокло дальние сoпки? (низкими тяжёлыми тучами)
    1.14. Что Васятке сшила бабушка? (сумку из своего старого передника)
    1.15. Кого можно было разглядеть в тумане? (бегущих по полю ребятишек)

*****

1.16. Что делает плотник? (оконные рамы)
    1.17. Что делают ребята в авиакружке? (модели самолётов)
    1.18. Что делают Саня и дедушка? (скамейку)
    1.19. Что делает флорист? (красивые букеты цветов)
    1.20. Что делает кондитер? (разные сласти)
    1.21. Что делает Витя по утрам? (зарядку)
    1.22. Что делает Славик в мастерской? (табурет для бабушки)
    1.23. Что делает мама из ягод? (мармелад)
    1.24. Что делает Галя от 16 до 17 часов? (уроки)
    1.25. Что Иван Павлович делает в свободное время? (красивые шкатулки)
    1.26. Что делает больному медсестра? (инъекцию)
    1.27. Что делает мама, если ребёнок болеет? (компрессы)
    1.28. Что делают рабочие в нашей квартире? (ремонт)
    1.29. Что сделала фея из тыквы? (карету для Золушки)

********

1.30. Что делали весёлые клоуны? (прыгали и кувыркались)
    1.31. Что делали люди? (спали крепким сном)
    1.32. Что сделал вратарь? (высоко прыгнул и отбил мяч)
    1.33. Что сделал Мишка после уроков? (спрятался в шкаф)
    1.34. Что ты будешь делать завтра? (пойду с мамой в театр)
    1.35. Что делал Павлик? (быстро прятал конфеты)
    1.36. Что ты делаешь каждое утро? (завтракаю и иду в школу)
    1.37. Что ты сделаешь после прогулки? (займусь уроками)
    1.38. Что сделала продавщица? (посмотрела на друзей и дала Коле сдачу)
    1.39. Что сделала бабушка около двери? (остановилась и прислушалась)
    1.40. Что сделал Митя при этих словах? (покраснел и вышел из класса)
    1.41. Что происходило с морем всю ночь? (билось о каменную пристань)
    1.42. Что сделалось с большим снеговиком? (подтаял и покосился набок)
    1.43. Что делает Юрий Петрович в эту минуту? (поднимается и удивлённо смотрит на меня)
    1.44. Что сделали девочки после уроков? (собрались в актовом зале)
    1.45. Что беспокойно делал Виктор на каждом шагу? (останавливался и оглядывался)
    1.46. Что будет делать папа в выходные дни? (починит сломанную вешалку)
    1.47. Что ты будешь делать во время каникул? (поеду в дом отдыха «Лесное»)
    1.48. Что ты будешь делать сегодня вечером? (играть с Игорем в шахматы)
    1.49. Что сделает Митя после уроков? (зайдёт к заболевшему другу)

********

1.50. Что стояло на полках в ряд? (консервные банки)
    1.51. Что росло под самым окном? (развесистая берёза)
    1.52. Что стояло посреди лоджии? (новенький велосипед)
    1.53. Что виднелось в дальнем угу? (два сейфа)
    1.54. Что стало получаться из резинового сока? (пузырь)
    1.55. Что глухо плескалось около берега? (мутные зеленоватые волны)
    1.56. Что мелькало на экране монитора? (фигурки людей и какие-то кустики)
    1.57. Что происходило на тёмном вечернем небе? (зажигались первые звёзды)
    1.58. Что нередко встречалось среди серых блочных домов? (кирпичные здания)
    1.59. Что играло за открытыми окнами домика? (весёлая музыка)
    1.60. Что виднелось сквозь редкие ветки кустов? (цветущая поляна)
    1.61. Что блеснуло за деревьями перед усталыми путниками? (ровная гладь реки)
    1.62. Что слышалось над рекой в густом тумане? (низкий гудок теплохода)
    1.63. Что упало на Славика с верхней полки шкафа? (старый шерстяной шарф)
    1.64. Что мягко шлёпнулось на пол позади Илюши? (бумажный свёрток)
    1.65. Что закрутилось над головой испугавшихся мальчиков? (рой сердитых пчёл)
    1.66. Что тихо звенело в жарком воздухе? (комариное войско)
    1.67. Что показалось из-за глухого высокого забора? (резное крыльцо)
    1.68. Что выглянуло из открытого настежь окна? (весёлая физиономия Егорки)
    1.69. Что белело за вазой на столе? (новое письмо от бабушки)

 

2. Устно ответь на вопросы при помощи слов, данных в скобках.

Помни! Сначала надо ответить на первую половину вопроса, потом на вторую так, чтобы слова, отвечающие на главный вопрос, стояли в конце ответа

План действий:

1) читаю: Откуда дул ветер и что с собой нёс? (с юга, низкие серые тучи)
    откуда дул ветер и что с собой нёс
    3) отвечаю: ветер дул с юга и нёс с собой низкие серые тучи.

2.1. Что отец положил под куст и что он потом взял в руки? (завтрак, большую лопату)
    2.2. Что хотела сделать бабушка и что она взяла? (посмотреть Митины отметки, его дневник)
    2.3. Что мальчик сделал сначала, а что потом? (пожалел птенцов и прогнал кота, очень испугался)
    2.4. Что увидел охотник за деревьями и что он сделал, подумав? (свет костра, повернул на огонёк)
    2.5. Что сделал Андрей и как сразу стало вокруг? (очень темно, плеснул водой на костёр)
    2.6. Что постепенно подсыхало и что получалось таким образом на лице? (грязь, мокрые полосы с прилипшей к ним пылью)
    2.7. Что появилось у автомобиля и что он сделал, поднимаясь всё выше и выше? (полетел над землёй, маленькие крылья)
    2.8. Что послышалось через минуту и кого увидели наши путешественники? (стрёкот, коротышка на смешном мотоцикле)
    2.9. Что вдруг сверкнуло над лесом и что послышалось вслед за этим? (яркая вспышка, раскаты грома)
    2.10. Кого увидел Петрик вдали и куда он быстро спрятал голубую бусинку? (в карман, вчерашнюю старуху)
    2.11. Какова была дорога впереди и чего не замечалось по сторонам (пустынна, ни движения; ни огней)
    2.12. К чему подошли Элли и Тотошка и кого они там увидели? (к огороду, соломенное пугало)
    2.13. На что вскочил Буратино и куда он быстро спрятался? (в пустой кувшин, на стол)
    2.14. Где сидел Иван и чего со страхом ждал? (прихода Аделаиды, на окне)

********

2.15. Что послышалось вдали, возникло и появилось перед нами? (шум, неясные фигуры, непрошеные гости)
    2.16. Откуда спустился водитель жёлтой машины, куда въехал и где остановился? (на мост, с горы, перед грузовиком)
    2.17. Что сделал старичок, на кого внимательно посмотрел и на что опустился? (на Павлика, на скамейку, медленно подошёл)
    2.18. Во что вошла Герда, что опустила на воду и о чём попросила реку? ( в лодку, отнести её к Каю, свои башмачки)
    2.19. Что сделала Женя, что она оторвала и что приказала лепестку? (пожалела больного мальчика, последний лепесток, чтобы Витя был здоров)
    2.20. Что медленно поднял кот, на кого сонно посмотрел и что сделал опять? (на мышку, закрыл глаза, тяжёлую голову)
    2.21. Что внезапно поднялось, что швырнула в лицо и чем завесилась округа (белой пеленой, вьюга, тысячи колючих снежинок)

 

3. Прочитай предложение и составь ответы на вопросы.

3.1. Сова хотела спрятаться в своём тёмном гнезде.
    Кто хотел спрятаться в своём тёмном гнезде?
    Что хотела сделать сова в своём тёмном гнезде?

3.2. Из дупла на птичку повеяло сыростью и гнилью.
    На кого из дупла повеяло сыростью и гнилью?
    Откуда на птичку повеяло сыростью и гнилью?

3.3. В трещинках прятались со своими личинками и яичками жуки-короеды.
    Где прятались со своими личинками и яичками жуки-короеды?
    С кем прятались в трещинках жуки-короеды?

3.4. Осенней ночью молодая неясыть покинула родной лес.
    Кто покинула родной лес осенней ночью?
    Когда покинула родной лес молодая неясыть?

3.5. Тёмная шёрстка мышонка резким пятном выделялась на белом снегу.
    Что выделялось на белом снегу резким пятном?
    Как выделялась на белом снегу тёмная шёрстка мышонка?

3.6. Мышонок выбрал себе для норки сухое и укромное местечко под кочкой.
    Что выбрал себе для норки мышонок под кочкой?
    Где мышонок выбрал себе для норки сухое и укромное местечко?

3.7. Алик, выполнив домашнее задание, быстро собрал тетради и книги в портфель.
    Что сделал Алик, выполнив домашнее задание?
    Когда Алик быстро собрал тетради и книги в портфель?

3.8. Красавица Весна, окутав лес зелёной дымкой, улетела в поля.
    Что сделала красавица Весна, окутав лес зелёной дымкой?
    Когда улетела в поля красавица Весна?

********

3.9. Рак перевалился с блюда и, пятясь задом, дополз до края стола.
    Что сделал рак, пятясь задом?
    Каким образом рак дополз до края стола?

3.10. Котёнок, отчаянно замяукав, промчался через двор и взлетел на дерево.
    Что сделал котёнок, отчаянно замяукав?
    Каким образом котёнок промчался через двор?

3.11. Петька, придерживая рукой тяжёлый карман, мчался по улице.
    Кто мчался по улице, придерживая рукой тяжёлый карман?
    Каким образом по улице мчался Петька?

3.12. Мама отложила ложку и, намазав хлеб маслом, внимательно посмотрела на Серёжу.
    Что сделала мама, намазав хлеб маслом?
    Когда мама внимательно посмотрела на Серёжу?

3.13. Ивановна неспешно вошла в комнату и, открыв окно, обернулась к Вадику.
Что сделала Ивановна, открыв окно?
Когда Ивановна обернулась к Вадику?

3.14. Колька уселся на лавочке и принялся выстругивать палку, пристроив её на коленях.
    Что стал делать Колька, пристроив палку на коленях?
    Когда Колька стал выстругивать палку?

3.15. Маленький мальчик стоял, прислонившись к дереву, и смотрел на небо, склонив голову.
    Каким образом стоял маленький мальчик?
    Как смотрел на небо маленький мальчик?

3.16. Сова хотела спрятаться в своём тёмном гнезде
Кто хотел спрятаться в своём тёмном гнезде?
Что хотела сделать сова в своём тёмном гнезде?

3.17. В трещинках прятались со своими личинками и яичками жуки-короеды.
Где прятались со своими личинками и яичками жуки-короеды?
Что делали в трещинках со своими личинками и яичками жуки-короеды?

3.18. Тёмная шёрстка мышонка резким пятном выделялась на белом снегу.
Что выделялась на белом снегу резким пятном?
Как выделялась на белом снегу тёмная шёрстка мышонка?

3.19. Мышонок выбрал себе для норки сухое и укромное местечко под кочкой.
Что выбрал себе для норки мышонок под кочкой?
Где мышонок выбрал себе для норки сухое и укромное местечко?

 

4. Устно ответь на вопросы.
    Помни, что слова, отвечающие на главное вопросительное слово, должны стоять в конце ответа.

4-1. Куда кинулись ребята на большой перемене? (в столовую)
    Кто кинулся в столовую на большой перемене?
    Когда ребята кинулись в столовую?

4.2. Откуда вышел хромой старичок? (из-за небольшого шалаша)
    Кто вышел из-за небольшого шалаша? (хромой старичок)

4.3. Как рассказывали об экскурсии ученики? (горячо и взволнованно)
    Кто горячо и взволнованно рассказывал об экскурсии?

4.4. Что мы увидели на высоком фундаменте? (статую странной птицы)
    Где мы увидели статую странной птицы?

4.5. Что развевалось на корме парохода? (какой-то незнакомый флаг)
    Где развевался какой-то незнакомый флаг?

4.6. Во что лился мутный лунный свет? (в открытое окно)
    Что лилось в открытое окно?

********

4.7. Кто бежал к лесу по узкой тропе? (мальчишка в белой рубашонке)
    Куда бежал по узкой тропе мальчишка в белой рубашонке?
    По чему бежал к лесу мальчишка в белой рубашонке?

4.8. Откуда медленно наплывало серое утро? (из-за гор)
    Что медленно наплывало из-за гор?
    Как из-за гор наплывало серое утро?

4.9. Когда мы приехали на станцию? (задолго до захода солнца)
    Куда мы приехали задолго до захода солнца?
    Кто приехал на станцию задолго до захода солнца?

4.10. Что неподвижно висело над протoкой? (ветви ольхи и тальника)
    Где неподвижно висели ветви ольхи и тальника?
    Что делали ветви ольхи и тальника над протокой?

4.11. Что разлилось по небу после захода солнца? (малиновое зарево)
    Когда разлилось по небу малиновое зарево?
    Где разлилось малиновое зарево после захода солнца?

4.12. Кто проживал в нашем городе некоторое время назад? (известный художник)
    Где проживал некоторое время назад известный художник?
    Когда проживал в нашем городе известный художник?

4.13. Каким казался мне этот Фёдор? (человеком диким и страшным)
    Кто казался мне человеком диким и страшным?
    Кому казался человеком диким и страшным этот Фёдор?

4.14. Что расписывает изморозь на стёклах окон? (причудливые узоры)
    На чём расписывает изморозь причудливые узоры?
    Что расписывает на стёклах окон причудливые узоры?

4.15. Что делал Гоша всё воскресенье? (сидел дома и рисовал самолёты)
    Что рисовал Гоша всё воскресенье?
    Кто сидел дома и рисовал самолёты всё воскресенье?

4.16. Что делал на берегу реки Гвоздик? (сидел и стирал свою одежду)
    Кто сидел на берегу реки и стирал свою одежду?
    Где сидел и стирал свою одежду Гвоздик?

4.17. Кого заинтересовало устройство фонтанов и водопровода? (гостей)
    Что заинтересовало гостей?
    Что сделало устройство фонтанов и водопровода?

4.18.  Где помещался оркестр из десяти музыкантов? (на втором этаже беседки)
    Что помещалось на втором этаже беседки?
    Сколько музыкантов входило в состав оркестра, помещавшегося на втором этаже беседки?

4.19. Кто играл неподалёку от своего дома (Алёнка)
    Где играла Алёнка?
    Что делала Алёнка неподалёку от своего дома?

 

Вернуться к оглавлению

 

 

Обратная связь

Copyright © 2013. Галина Мисаренко.
Все права защищены. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.