шапка

Меню

Главная

Копилка теоретических знаний

Статьи

Технология обучения русскому языку

Книги

Обучаем детей по ФГОС НОО

Дидактические материалы

Конспекты и фрагменты уроков

Работа над предложением

 

Обратная связь

Распространение предложений определениями

 

Главной частью подготовительной работы здесь является выделение в предложении всех имеющихся там слов-предметов, а затем подбор к ним соответствующих признаков. Распространяя предложение, ученик по своему желанию  может подбирать к каждому предмету одно или несколько определений, например: В бездонной глубине моря живёт зубастая акула. В бездонной таинственной глубине моря живёт огромная зубастая акула.

Если дети предложат несколько признаков и определения будут однородными, а распространённое предложение надо будет записать, учителю следует позаботиться о постановке запятых. Особенность заключается в том, что в начальной школе ученики ещё не умеют отличать однородность определений от неоднородности, это материал примерно 7 класса. Поэтому более целесообразно не записывать получившиеся предложения в тетради, а использовать следующий приём.

Ребёнок пишет исходное предложение на достаточно длинной полоске бумаги. Выбрав нужные определения, он записывает каждое из них их на других, более коротких полосках, разрывает исходную полоску в нужном месте и вставляет в неё слова. В заключение всё предложение прочитывается целиком.

Учителю важно следить за тем, чтобы определения разных предметов соответствовали друг другу по информации, где это необходимо. Рассмотрим это на примере.

Утром воробьи отправились в лес.
отдохнувшие дальний
озабоченные ближний
молодые берёзовый
рассерженные соседний

Если ученики выбрали для воробьёв определение отдохнувшие, то нелогично будет отправлять их в ближайший или соседний лес. Отдыхают обычно перед дальней дорогой, следовательно, они должны отправиться в дальний или дальний берёзовый лес. Воробьи рассерженные могли отправиться в соседний или ближний лес, где, возможно, обитают, их обидчики или соперники. Таким образом, рассуждая о целесообразности выбора того или иного определения, дети будут выстраивать целые сюжеты или, говоря современным языком, информационные поля, суть которых надо выразить в слове.

В упражнения этого блока и далее в блок "Распространение предложений обстоятельствами" (см.) включены причастные и деепричастные обороты, которые не входят в программу начального обучения. Это сделано с несколькими целями.

Во-первых, для развития чувства языка и в целях пропедевтики. Ученики на интуитивно-практическом уровне осмысливают структуру предложения с причастными и деепричастными оборотами, учатся произносить их выразительно, выделяя голосом вставные конструкции, и тем самым подготавливаются к усвоению соответствующего материала в будущем.

Во-вторых, для формирования учебных действий, в частности, умения следовать заданному условию. Оно представляет собой либо схему постановки запятых, либо словесное указание учителя. В ходе выполнения упражнений ребёнок учится учитывать все условия поставленной перед ним задачи.

запятые в оборотах

В-третьих, для развития умения видеть при решении задачи всё оперативное поле целиком. Известно, что младшие школьники обычно останавливают внимание на каком-то одном слове, которое вызывает у них затруднение, и не видят всего предложения в целом. Здесь они всё время должны ориентироваться даже не на предложение, а на заключённую в нём ситуацию и ещё на схему постановки запятых, держать в поле зрения место вставки по отношению к определяемому слову.

В-четвёртых, для обучения детей умению пользоваться регулирующей функцией речи. Необходимо требовать от учеников, чтобы при выполнении упражнения они всё время рассуждали, проговаривали свои действия, то есть постоянно думали вслух, уточняли свои мысли и управляли своими действиями при помощи речи.

В-пятых, поиски места для причастных и деепричастных оборотов, равно как и упражнения на включение придаточных предложений (см.), учат детей анализировать содержащуюся в предложении информацию и тем самым развивают речевую компетентность школьников.

Однако, необходимо учесть, что не следует требовать от младших школьников даже и предварительного усвоения причастных и деепричастных оборотов, придаточных предложений и пунктуации при них! Это дело будущего. Выполняя данные упражнения, он должен только найти место этих выражений в предложении, опираясь на смысл, и вставить их. Если ребёнку будет трудно делать это, учителю следует оказывать ему самую активную помощь вплоть до прямой подсказки, как именно надо построить предложение.

Методика работы с причастными оборотами такова.

Ученики читают предложение и данный в скобках причастный оборот. В беседе устанавливается, что они едины по смыслу, следовательно, надо найти в предложении место для кусочка из скобок. Сначала в исходном предложении ищется слово, к которому относится вставка. Для этого определяем, что слова в скобках отвечают на вопрос какой?, следовательно, относятся к предмету (существительному, мужского рода). Ищем такое существительное. Их два —дом и садик. Но нельзя сказать за домом, заросший... Значит, слова из скобок относятся к слову садик. При этом развивается внимание к грамматическому согласованию слов и исправляются ошибки в окончаниях, которые нередки в письменных работах школьников.

за домом был садик
(заросший дикой малиной)

Затем вставная конструкция помещается перед (За домом был поросший дикой малиной садик), потом после определяемого слова (За домом был садик, поросший дикой малиной). Оба варианта предложения произносятся целиком, и каждый ребёнок выбирает из них тот, что больше греет его душу.

В процессе записи (если учитель посчитает нужным записать предложение) осуществляется расстановка запятых в соответствии со схемой или устным указанием учителя.

К каждому заданию (например, 5) прилагается несколько вариантов упражнений (5-1, 5-2, 5-3 и т. д.). Учитель может указать, какое конкретно упражнений следует выполнять, или предложит ученикам выбрать понравившееся. Кроме того, это даёт возможность возвращаться к заданию неоднократно, что удобно при повторении или коррекционной работе с отстающими.

********

1. Подбери определения к каждому предмету в предложении.

1.1. На столе лежала книга
круглом раскрытая
журнальном большая
небольшом толстая
обеденном моя любимая
1.2. На верёвке сушится бельё
длинной постельное
тонкой выстиранное
белой соседское
капроновой детское
1.3. В глубине моря живёт акула.
тёмной большая белая
бездонной зубастая
таинственной опасная
холодной старая
1.4. Возле домика росли розы.
маленького пышные
чистенького яркие
деревянного плетистые
с резными окошками сказочной красоты
1.5. Мальчишка весело помахал мне бейсболкой.
задорный зелёной с белым
незнакомый новенькой
соседский измятой
перепачканный своей смешной
1.6.На мониторе компьютера появился человечек.
светящемся забавный
большом     весёлый
потемневшем     танцующий
включённом печальный
1.7. В одном из окон появилась кошка.
сверкающих белая пушистая
освещённых растрёпанная
распахнутых       полосатая
открытых    ленивая
1.8. Под берёзой стоял муравейник.
старой высокий
раскидистой аккуратный
одинокой недостроенный
стройной покинутый
1.9. Охотник сидел около костра.
молодой      яркого
старый затухающего
уставший    разгорающегося
заблудившийся мерцающего
1.10. На блюде лежали раки.
большом     варёные
круглом      красные
серебряном крупные
овальном    аппетитные
1.11. Полетела ласточка в рощу.
дальнюю юркая
берёзовую обрадованная
ближнюю озабоченная
солнечную молодая
1.12. Мышонок выскочил на средину комнаты.
    тёмной маленький
закрытой храбрый
освещённой любопытный
тесной озорной
1.13. Налево за кустом начинаются следы.
густым отчётливые волчьи
раскидистым      осторожные лисьи
оснеженным       петляющие заячьи
тощим  глубокие оленьи
1.14. На поляне растёт земляника.
небольшой крупная спелая
солнечной поспевающая
лесной краснеющая
просторной созревающая
1.15. С неба сеялся снежок.
мелкий серого
мокрый пасмурного
лёгкий низкого зимнего
надоедливый унылого
1.16. По улице мелко трусила собачонка.
облезлая соседней
озабоченная узкой
забавная заснеженной
рыжая тихой
1.17. На столе лежала книга
круглом раскрытая
журнальном большая
небольшом толстая
обеденном моя любимая
1.18. Утром воробьи отправились в лес.
отдохнувшие дальний
озабоченные ближний
молодые берёзовый
рассерженные солнечный
1.19. Дама держала под мышкой петуха.
большого толстая
жирного худощавая
унылого сердитая
нахохленного стоящая
1.20. В класс вошёл какой-то человек.
высокий прохладный
полный пустой
низенький просторный
неизвестный тёмный
1.21. Сегодня в школе с утра играет музыка.
соседней весёлая
нашей громкая
старой бодрая
новой духовая
1.22. На витрине были выставлены плееры.
стеклянной разнообразные
ближайшей игрушечные
сверкающей самые современные
ярко освещённой старого образца
1.23.На лице Алёшки сияла улыбка.
лучезарная круглом
счастливая заляпанном
радостная довольном
хитрющая румяном
1.24. В портфеле лежали учебники.
Алёшкином новенькие
потёртом все необходимые
разорванном потрёпанные
аккуратном испачканные
1.25. Над озером клубился туман.
таинственный лесным
предрассветный засыпающим
густой притихшим
обеденном глубоким
1.26. Бойцы МЧС вытащили мальчишек.
застрявших отважные
засыпанных умелые
испуганных прибывшие
провалившихся вызванные

********

1.27. Ёлочка радовалась лучам солнца.
молоденькая весеннего тёплым
пушистая июльского сверкающим
стройная ласкового золотым
растущая утреннего прозрачным
1.28. С полки свешивались лямки рюкзака.
широкие узкой большого
узкие вагонной полупустого
чёрные решётчатой туго набитого
длинные верхней пузатого
1.29. Собачонка повиляла хвостиком и мигнула глазами.
чёрными коротким небольшая
умненькими куцым забавная
тощим большими вымокшая
печальными пушистым   лохматая
1.30. Сияние солнца широко разлито над землёй.
малиновое восходящего засыпающей
золотистое заходящего просыпающейся
радостное раскалённого разомлевшей
сверкающее весеннего цветущей
1.31. Ветки деревьев качались под порывами ветра.
тонкие молодых весеннего
хрупкие высоких сильного
гибкие лиственных свежего
длинные склонившихся прохладного

*********

1.32.1. Собачонка повиляла хвостиком.
лохматая похожим на бублик
неуклюжая забавно торчащим
подбежавшая испачканным синей краской
1.32.2. Собачонка повиляла хвостиком.
вымокшая под дождём тощеньким
сидевшая перед дверью коротеньким
подбежавшая к нам пушистым
1.32.3. Собачонка повиляла хвостиком.
вымокшая под дождём похожим на бублик
сидевшая перед дверью забавно торчащим
подбежавшая к нам испачканным синей краской

 

1.33.1. Луна освещала спальню
серебристая богато обставленную
унылая уставленную цветами
полуночная заваленную игрушками
любопытная чисто прибранную
1.33.2. Луна освещала спальню
ярко сияющая небольшую
плывущая по ночному небу уютную
похожая на яркий фонарь просторную
выбравшаяся из туч неприбранную
1.33.3. Луна освещала спальню
ярко сияющая богато обставленную
плывущая по ночному небу уставленную цветами
похожая на яркий фонарь заваленную игрушками
выбравшаяся из туч чисто прибранную

 

1.34.1. Речка журчала около сваек купальни.
деревянной освещённая ярким солнцем
небольшой неспешно текущая за кустами
покосившейся тихо и плавно текущая
новой протекающая невдалеке
1.34.2. Речка журчала около сваек купальни.
недавно построенной неширокая
заросшей кустами тальника извилистая
покосившейся набок спокойная
выкрашенной зелёной краской знакомая
1.34.3. Речка журчала около сваек купальни.
недавно построенной освещённая ярким солнцем
заросшей кустами тальника неспешно текущая за кустами
покосившейся набок тихо и плавно текущая
выкрашенной зелёной краской протекающая невдалеке

 

1.35.1. Старичок присел на скамью .
маленький покрытую половиком
сухонький стоящую у забора
пузатый тёмную от времени
1.35.2. Старичок присел на скамью.
тихо подошедший к нам деревянную
похожий на доброго волшебника садовую
приходивший мимо неширокую
1.35.3. Старичок присел на скамью .
тихо подошедший к нам покрытую половиком
похожий на доброго волшебника стоящую у забора
приходивший мимо тёмную от времени

 

1.36.1. Туман наглухо закрыл реку.
уснувшую спустившийся с холма
остывшую похожий на густое облако
притихшую быстро густеющий
1.36.2. Туман наглухо закрыл реку.
протекавшую где-то за поворотом непроглядный
преградившую нам путь плотный
огибавшую деревню белёсый
1.36.3. Туман наглухо закрыл реку.
протекавшую где-то за поворотом спустившийся с холма
преградившую нам путь похожий на густое облако
огибавшую деревню быстро густеющий

 

1.37.1. Учительница посмотрела на ребят.
расшалившихся вошедшая в класс
шептавшихся стоявшая у двери
притихших проходившая по коридору
растрёпанных  
1.37.2. Учительница посмотрела на ребят.
чересчур расшалившихся вошедшая
о чём-то шептавшихся в углу пожилая
внезапно притихших удивлённая
забравшихся под парту  
1.37.3. Учительница посмотрела на ребят.
чересчур расшалившихся вошедшая в класс
о чём-то шептавшихся в углу стоявшая у двери
внезапно притихших проходившая по коридору
забравшихся под парту  

 

1.38.1. Деревья выступили из темноты.
мокрые сгустившейся вокруг
невысокие наполненной тихими звуками
сухие окружающей нас со всех сторон
шумящие  
1.38.2. Деревья выступили из темноты.
обрызганные дождём кромешной
растущие у дороги раздвинувшейся
окружившие дом угрюмой
шумящие от ветра  
1.38.3. Деревья выступили из темноты.
обрызганные дождём сгустившейся вокруг
растущие у дороги наполненной тихими звуками
окружившие дом окружающей нас со всех сторон
шумящие от ветра  

 

2. Вставь в предложение слова из скобок.

2.1. катер шёл мимо скал и обрывов (нависающих над головой)
2.2 мальчики тихо переговаривались (собравшиеся в кружок)
2.3 скоро Витя увидел маму (стоявшую у витрины магазина)
2.4 к вечеру собралось на поляне лесное зверьё (окружённой сосенками)
2.5 солнце растопило тонкий ледок (поднявшееся утром над полем)
2.6 Серёжка понёс ёжика в свою палатку (завёрнутого в старую куртку)
2.7 дорога извивается около горы (затенённая деревьями)
2.8 письмо Таня положила в коробку из-под печенья (присланное бабушкой)
2.9 листва шелестит под ногами (опавшая с деревьев)
2.10 избушки ярко сверкнули на солнце (занесённые снегом)
2.11 наконец столбы подгорели (поддерживающие соломенную крышу)
2.12 статуя стояла, как живая (вылепленная искусными руками)
2.13 возле кустов сирени толпились мальчишки (о чём-то громко спорившие)
2.14 камни скрывают охотника от животных (покрытые холодной росой
******
2.15 тёмное небо над улицей казалось чёрным (освещенной несколькими фонарями)
2.16 возле пенька стояла корзиночка (плетённая из прутьев)
2.17 скоро путники дошли до лужайки (поросшей зелёной мягкой травой)
2.18 я преградил дорогу толстому серому гусю (отбившемуся от стада)
2.19 высокий господин подошёл к ребятам (яростно спорившим)
2.20 Лена с удивлением уставилась на носки и колготки (разбросанные по комнате)
2.21 ледяная корка не давала лодке продвигаться вперёд (сковавшая поверхность озера)
2.22 даже берёзы и рябины стояли сонные в тишине (окружавшей их)
2.23 шёпот ветвей раздавался отчётливо и близко (вызванный лёгким ветерком)
2.24 самолётик выпустил струю дыма и полетел на запад (освещаемый лучом прожектора)
2.25 сосульки достигли небывалых размеров (висевшие на крыше)
2.26 пленников втолкнули внутрь часовни (перепачканных глиной и напуганных)
*****
2.27 несколько тонких ракит склонились над глубоким омутом (освещаемых закатным солнцем)
2.28 На стволах вишен блестела горячая смола (обклёванных воробьями)
2.29 Аля и Антон пошли за старушкой и оказались на дороге (обсаженной высокими кустами акации)
2.30 Ивасик видел звёзды и весело шагал по степной дороге (рассыпанные по всему небу)
2.31 тетрадка с проклятой двойкой хранилась за картиной (изображающей берег какой-то реки)
2.32 из футляра Ольга бережно достала аккордеон (сверкающий перламутром)
2.33 широкие плечи солдата доказывали крепкое сложение (способное переносить трудности походной жизни)
2.34 Сергей Иванович проводил глазами вереницу журавлей (плывших в лазоревом поднебесье)
2.35 на вершине пологого холма виднелась небольшая деревенька (покрытого поспевающей рожью)
2.36 пламя перебежало на хвою и разгорелось со стоном и свистом (раздуваемое ветром)
2.37 перед девочкой по забору спускался заяц (раскрашенный, вырезанный из фанеры)
2.38 его некрасивое лицо горело смелой удалью и твёрдой решимостью (оживлённое быстрой ездой)
2.39 очертания деревьев начинали выступать из мрака (обрызганных дождём и взволнованных ветром)
2.40 вечером я видел на плоском берегу моря большую белую чайку (грозно и тяжко шумевшего вдали)

3. Подумай, в какое место предложения надо вставить части из скобок.

3.1. лошади и всадники показались на белом фоне неба
(согнувшиеся над ними)
(вытянувшие чёрные головы)

3.2. с самолёта видны олени
(низко летящего над лесом)
(собравшиеся на водопой)

3.3. по пыльной дороге ехали грузовики
(идущей через сады)
(нагруженные спелыми яблоками)

3.4. мы увидели самолёт и врачей
(стоящий посреди поля)
(бегущих к нему)

3.5. Вовка сел на плиту и посмотрел на свои ботинки
(заляпанные грязью)
(торчащую из земли)

3.6. дед показался мне лесовичком
(вышедший из избушки)
(охраняющим грибы и ягоды)

3.7. Макарыч торопился к военному магазину
(обгоняемый всеми)
(окружённому молодыми солдатами)

3.8. тётя Маша склонилась над станком и замелькали её руки
(оголённые по локоть)
(беспомощно молчавшим)

3.9. на нём были штаны и  широкая белая рубаха
(закатанные выше колен)
(выпущенная поверх штанов)

3.10. позади большого дома был старый сад
(тоже одичавший и заросший бурьяном)
(заброшенного и сильно облупившегося)

3.11. узенький дворик весь был наполнен зеленью и щебетанием птиц
(глядящими на реку)
(находившийся перед низкими окнами)

3.12. но вот в кустах зазвенел утренний концерт пичуг
(склонившихся над Окой)
(укрывшихся в зелени)

3.13. ветер ласково ударял Мишку в лицо, а звёзды весело ему подмигивали
(осыпавшие весь небосвод)
(летевший навстречу)

3.14. Александра Павловна увидела в углу сморщенную старушку
(завешенном тряпкой)
(повязанную старым платком)

3.14. Кружилин сидел на диване и лениво гладил кота
(стоявшем у дальней стены)
(лежащего на его коленях)

3.15. пшеница была насыпана высокой горой
(убранная на прошлой неделе)
(золотящейся на солнце)

3.16. он растянулся плашмя в луже
(оставленной приливом)
(сбитый с ног одним из рабочих)

3.17. утром яркое солнце растопило ледок
(покрывший за ночь лужи во дворе)
(поднявшееся над селом)

3.18. ручеёк наполнял рощу весёлым радостным звоном
(журчащий в кустах)
(ещё не проснувшуюся от зимнего сна)

3.19. два больших медведя подошли к домику
(стоявшему в стороне от других)
(подгоняемых голодом)

3.20. широкие нары оставляли не много места
(построенные вдоль стен)
(застланные одеялами и подушками)

3.21. над пóлками висели рисунки в деревянных рамах
(исполненные юным художником)
(выкрашенными голубой краской)

3.22. этот странный свет показался Андрейке волшебным.
(мерцающий голубыми искрами)
(заглянувшему в колодец)

3.23. с высокого берега мы увидели лося
(освещённого последними лучами солнца)
(переплывающего реку)

3.24. следы успел занести и сгладить буран
(только что протоптанные мной)
(не на шутку расходившийся)

 

Вернуться к оглавлению

 

 

Обратная связь

Copyright © 2013. Галина Мисаренко.
Все права защищены. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.