шапка

Меню

Главная

Копилка теоретических знаний

Статьи

Технология обучения русскому языку

Книги

Обучаем детей по ФГОС НОО

Дидактические материалы

Конспекты и фрагменты уроков

Работа над предложением

 

Обратная связь

Распространение предложений обстоятельствами

 

Этот блок работы помогает ученикам понять значение обстоятельства в смысловом поле предложения, ощутить информационные нюансы, которые оно вносит в высказываемую мысль. Например, если в предложение Братья смотрели на рисовое поле вставить признак огорчённо, можно предположить, что рис не уродился. Признак тревожно наводит на мысль о неблагоприятной погоде, нашествии вредителей и т. п. Слово радостно рисует иную картину – урожай удался. Так через эмоционально окрашенное действие мы опосредованно узнаём о состоянии рисового поля, погоде и урожае.

По сравнению с упражнениями предыдущего блока здесь более выражена необходимость учитывать смысл наречий для обеспечения информационного единства. Так, в примере

По улице трусúла собачонка и оглядывалась по сторонам.
мелко беспокойно
озабоченно деловито
смешно лениво
неспешно воровато

качество озабоченно (трусúла) сочетается по ситуации с качеством беспокойно, деловито или воровато (оглядывалась) и не сочетается с качеством лениво. Если собачонка трусила неспешно, то она оглядывалась лениво поскольку беспокойство или деловитость предполагают определённую долю напряжённости и, следовательно, движения не могут оставаться неспешными. В известной степени она могла оглядываться деловито. При этом слове возникает образ хитроватой, уверенной в себе и, возможно, несколько высокомерной собаки. Но тогда неуместно уничижительное слово собачонка, рисующее маленькое и жалкое существо.

Безусловно, возникающие образы весьма и весьма субъективны и спорны, но зато какой материал для развития образности мышления и её выражения в слове, для развития умения обосновывать и аргументировать свои предположения! Кроме того, эта работа очень помогает овладевать навыками анализа литературных текстов.

Работа с деепричастными оборотами чрезвычайно важна. Я проанализировала тексты авторов конца XIX, XX и начала XXI в. в. (классиков, известных и малоизвестных) и могу утверждать, что деепричастные обороты встречаются в среднем в 2,3 раза чаще, чем причастные, а в текстах последних 20 лет и ещё чаще. Как видим, увеличивающийся динамизм жизни естественно отражается в речи, и внимание современного человека всё больше концентрируется не столько на предмете и его описании, сколько на действии и его конкретизации. Мы не можем не учитывать этого при обучении школьников. Кроме того, нельзя не учитывать и тот факт, что в речи людей всех возрастов встречается очень много ошибок на употребление именно деепричастных оборотов, что отметил ещё Чехов (вспомним его "Жалобную книгу": "Подъезжая к сией станции, у меня слетела шляпа"). Не случайно подобное задание содержится в тестах ЕГЭ.

Прежде, чем приступать к выполнению заданий, необходимо научить детей анализировать последовательность обозначенных в предложении событий. Рассмотрим это на примере " бараны пришли домой мокрые и грязные (выбравшись из речки)".

Первым шагом будет соединение деепричастного оборота с главным действием:

бараны пришли домой мокрые и грязные
 (выбравшись из речки)

Далее последует определение последовательности действий: бараны сначала пришли домой, потом выбрались из речки или сначала выбрались из речки, а потом пришли домой. В данном примере последовательность определяется однозначно, следовательно деепричастный оборот может быть вставлен только перед глаголом: «Выбравшись из речки, бараны пришли домой мокрые и грязные» или «Бараны, выбравшись из речки, пришли домой мокрые и грязные».

Анализ материала милиционер бросился к нарушителю (громко крича и размахивая руками) приводит к мысли, что два действия крича, размахивая происходили одновременно, значит, надо обдумать последовательность между ними и действием бросился. Милиционер мог сначала закричать и замахать руками, потом броситься, а мог и наоборот. Следовательно, деепричастный оборот можно поставить как перед, так и после глагола: «Громко крича и размахивая руками, милиционер бросился к нарушителю». «Милиционер бросился к нарушителю, громко крича и размахивая руками».

********

1. Выбери слово из скобок и вставь в предложение. Подумай и скажи себе или кому-нибудь, как оно обогащает смысл предложения.

  1. Сквозь облака светила луна. (тускло, ярко, таинственно)
  2. Артёмка собирал свой портфель. (поспешно, аккуратно, сердито, не спеша, кое-как)
  3. ратья смотрели на рисовое поле. (удивлённо, с интересом, огорчённо, радостно, с тревогой)
  4. Антон нажимал кнопку дверного звонка.(сердито, нетерпеливо, осторожно, прерывисто)
  5. Опустившись на берёзу, воробьи чирикали. (весело, громко, встревоженно, сердито, озабоченно)
  6. С нижней веточки на траву спрыгнул человечек. (ловко, тяжело, легко, внезапно, неуклюже)
  7. По коридору бегала толпа первоклашек. (бестолково, молча, беспорядочно, шумно, весело)
  8. «Завтра приду»,  –  сказала Аля. (неуверенно, решительно, сердито, спокойно, озабоченно)
  9. Вовка принялся рассказывать о своих приключениях. (весло, нудно, утомительно, восторженно, со смехом)
  10. Возле ларька притормозила машина. (резко, с визгом, внезапно, неожиданно, плавно)
  11. Сергей заскользил по припорошённому снегом льду. (осторожно, лихо, с опаской, с разбегу, тихонько)
  12. Мимо слепого прошёл какой-то человек. (неуверенно, торопливо, неспешно, медленно, быстро)
  13. Женщина провела рукой по столу.  (небрежно, по-хозяйски, нервно, осторожно)
  14. Пётр Иванович поднялся навстречу директору. (вежливо, испуганно, радушно, с интересом)
  15. Куприянов остановился и стал оглядываться по сторонам. (тревожно, озадаченно, равнодушно, удивлённо, обрадованно)
  16. Молодой волк поднял морду к небу и завыл (протяжно, тоскливо, победно, призывно)
  17. Макар поборол зевоту и продолжил свой рассказ. (с трудом, героически, окончательно)
  18. Лёсик влез в халат и затянулся поясом. (поспешно, внезапно, осторожно, деловито, потихоньку)
  19. Лидуся посмотрела на Татьяну Сергеевну и кивнула. (с удовольствием, небрежно, медленно, ехидно)
  20. Пух посмотрел на палку, которую всё ещё держал в руке. (смущённо, рассеянно, озабоченно, огорчённо)

2. Выражение в скобках относится к одному из глаголов. Подумай, к какому именно, и вставь его в предложение

  1. бараны пришли домой мокрые и грязные (выбравшись из речки)
  2. маленькие волны плескали о борта лодки (как бы догоняя друг друга)
  3. дым всегда висел над заводом тучей (застилая солнце)
  4. Дюшка ела с обыкновенной своей вежливостью (едва прикасаясь мордочкой к кушанью)
  5. над птенцами с криком тревоги порхали взрослые птички (останавливаясь и повисая в воздухе)
  6. комбат осмотрел расположение батальона (перебегая от одного укрытия к другому)
  7. огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса (изредка вспыхивая молниями)
  8. вечерами бабушка вязала носки (сидя перед телевизором)
  9. Тёма обрадовано кинулся к колодцу (услышав тихое повизгивание)
  10. котёнок взлетел на забор и замер (вихрем промчавшись через двор)
  11. карасики плавали в прозрачной воде (мелькая среди водорослей)
  12. черные усы рака торчали вперёд, как пики (изредка пошевеливаясь)
  13. с утра до ночи птички шныряли по деревьям (заглядывая в каждую трещинку коры)
  14. милиционер бросился к нарушителю (громко крича и размахивая руками)
  15. неподвижно сидела на ветке сова (прислушиваясь к ночным шорохам)
  16. наконец совята вылетели из гнезда (окрепнув и покрывшись настоящими перьями)
  17. под самым окном росла берёза и заслоняла дом от солнца (развесив тонкие ветки)
  18. Мишенька полез в свою кроватку и вытащил из неё подушку (подставив стульчик)
  19. тетерев вернулся и снова запел (опустившись на траву под куст)
  20. бараны стукнулись лбами и оба свалились в речку (нагнув головы с острыми рогами)
  21. знамя зашаталось и упало (задержавшись на несколько секунд)
  22. филин подлетел к дереву и стал громко ухать (усевшись на толстую ветку)
  23. Вовка бежал по улице  и всё время оглядывался (прижимая к груди щенка)
  24. мальчишки замахали руками и стали кричать (увидев Алика и Полинку)
  25. друзья подобрали корзинки, потом побрели к деревне (вернувшись на просеку)
  26. Кнопочка играла неподалёку от своего дома и побежала навстречу (увидев приближавшегося отца)
  27. чудо-птица опустилась на землю и до утра берегла его сон (накрыв мальчика своим широким крылом)
  28. я бросился в направлении шума и прибежал к месту драки (спотыкаясь на каждом шагу)
  29. Олег сидел на скамейке и перебирал струны гитары (напевая какую-то песню)
  30. французы громко говорили и щёлкали фотоаппаратами (не отрывая глаз от необычного фонтана)
  31. Степанов поднял было руку, но быстро опустил её (поймав на себе насмешливый взгляд Аллочки)
  32. Колька вдруг уронил мороженое и растерянно смотрел на него (чуть не плача)
  33. в конце улицы показался автомобиль и быстро подъехал к магазину (коротко мигнув фарами)
  34. Пятёрка старалась отогнать петухов друг от друга (оторвав от черёмухи веточку)
  35. петухи к этому времени разошлись в разные стороны (совершенно успокоившись)
  36. маленький чёрный дракон со свистом запустил мне еловой шишкой в спину (широко оскалив зубастую пасть)
  37. к нашему столику подплыла огромная связка разноцветных шаров (отражая бесчисленные огни)
  38. Натка лежала на пляже и читала (прикрыв голову полотенцем)
  39. солнечные лучи прорезали полутьму пустого сарая (пробиваясь сквозь многочисленные щели)
  40. Катюха стала лить воду на дерущихся  (схватив стоявшую неподалёку лейку)
  41. вскоре он уже стоял у освещённой витрины магазина  (согнувшись пополам)
  42. а что если мы просто испугались друг друга? (столкнувшись в лесу)
  43. отлив забирал всё больше воды (обнажая красноватую полосу мелкой гальки)
  44. Молькхаммер вернулся и присел у опушки леса (сойдя с тропинки)
  45. почтальон подошёл к калитке и ушёл (бросив газету в почтовый ящик)
  46. Вовка подошёл к рукомойнику и принялся брызгать Ванюшке в лицо (набрав в кружку воды)
  47. Валёк приготовился закричать, как увидел, что к нему продирается Гошка (отмахиваясь от колючих еловых лап)
  48. наконец человек в рабочем комбинезоне поднял задний борт и уселся за руль (закрепив его)
  49. Васька открыл рот и смотрел на Кольку (крепко сжимая найденный осколок)
  50. знамя зашаталось и упало (задержавшись на ружьях соседних солдат)
  51. пробилась зелень полевая навстречу свету и теплу и весна проходит по селу (настежь окна открывая)
  52. Кнопочка играла неподалёку от своего дома и побежала навстречу (увидев приближавшегося отца)
  53. гуси вылетели вон, а окно само собой захлопнулось (влетев в комнату и немного погоготав)
  54. они обошли сад и при этом всё время пели свою песенку (построившись в линеечку)
  55. Антон схватил Алю за руку и рысью помчался вдоль ручья (увлекая её за собой)
  56. парень поджал было губы, но быстро юркнул в толпу (поймав на себе насмешливый взгляд Левинсона)
  57. чудо-птица опустилась на землю и до утра берегла его сон (накрыв мальчика своим широким крылом)

2. Выражение в скобках относится к одному из глаголов. Подумай, к какому именно, и вставь его в предложение.

1. щенок спрятался под лавку, а ночью убежал
(поджав хвост)
(открыв лапой дверь)

2. Санька вернулся домой и крепко заснул
(спустя каких-нибудь полчаса)
(не найдя никаких пришельцев)

3. люди не спеша бросали работу и долго смотрели вслед
(прикрывая глаза ладонями)
(заметив едущий мотоцикл)

4. нам навстречу выскочила Люся и потащила за собой.
(крича во всё горло)
(крепко схватив нас за руки)

5. Алёшка привязал лошадь и взобрался на угол сарая
(хватаясь за рыхлые стены)
(рискуя провалиться в тёмную дыру)

6. трясогузки вылетали из своих гнёзд
(радостно щебеча)
(скрываясь в листве высоких деревьев)

7. Фёдор потихоньку передвигался по палате и учился ходить
(держась рукой за стены)
(опираясь на костыль)

8. женщины выходили на углы улиц и усаживались на скамеечках
(пощёлкивая семечки)
(закончив домашние дела)

9. Егоров и Костин бегут через площадь
(размахивая руками)
(стараясь догнать троллейбус)

10. Глухой сидел и раскусывал орехи
(словно стреляя из пистолета)
(положив ногу на ногу)

11. вдруг она пробежала мимо меня и вбежала к старухе
(распахнув настежь дверь)
(напевая и прищёлкивая пальцами)

12. гимнаст в три приёма раскачался и вдруг спрыгнул на землю
(ловко перевернувшись в воздухе)
(описав всем телом полный круг)

13. я остановился у входа в коридор и громко позвал дежурного
(не видя никого перед собою)
(поднявшись по лестнице во второй этаж)

14. а со стороны берега не торопясь расхаживали рыбаки
(держа наготове свёрнутые петли кожаных арканов)
(постепенно оттирая оленей к воде

15. часто приходится ночью мчаться по шоссе и встречать по сторонам дрожащие огни деревень
(мечтая о ночлеге)
(вглядываясь в темноту)

16. маленький мальчик стоял и смотрел на небо
(наклонив набок голову)
(прислонившись к дереву)

17. Метелица привязал лошадь и взобрался на угол
(хватаясь за рыхлые края сруба)
(рискуя провалиться в тёмную дыру

18. он в три приёма раскачался и вдруг спрыгнул на землю
(ловко перевернувшись в воздухе)
(описав всем телом полный круг)

19. он остановился у входа в широкий коридор и громким голосом позвал дежурного
(не видя никого перед собою)
(поднявшись по лестнице во второй этаж)

20. проезжий тотчас сбросил с себя шинель и шарф, сел на диван и сперва огляделся кругом
(войдя в комнату)
(опершись кулаками в колени)

21. Петька удивлённо посмотрел на Асю и вдруг стал кататься по траве и хохотать
(поджав руки и ноги)
(захлёбываясь и повизгивая)

22. мальчик бежал ко мне
(путаясь в валежнике и размахивая руками)
(крича непонятные слова и всё время оглядываясь)

23. молочница с визгом вскочила на крыльцо, а коза остановилась
(подхватив тяжёлый бидон)
(ударившись рогами о стену)

24. одна заря сменить другую спешит
(дав ночи полчаса)
(и не пуская тьму ночную на золотые небеса)

25. я на минуту задержался на пороге оранжереи
(открыв дверь)
(жадно вдыхая свежий октябрьский воздух)

Вернуться к оглавлению

Обратная связь

Copyright © 2013. Галина Мисаренко.
Все права защищены. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.