шапка

Меню

Главная

Копилка теоретических знаний

Статьи

Технология обучения русскому языку

Книги

Обучаем детей по ФГОС НОО

Дидактические материалы

Конспекты и фрагменты уроков

Работа над предложением

 

Обратная связь

Работа над предложением

 

Содержание работы над предложением

Конструирование предложения.

Распространение предложений определениями.

Распространение предложений обстоятельствами.

Распространение предложений определениями и обстоятельствами.

Составление сложноподчинённых предложений.

Конструирование полного ответа на поставленный вопрос.

Преобразование прямой речи в косвенную.

Составление предложений из частей.

Синтаксический анализ предложения.

Определение главных членов предложения.

Различение простых и сложных предложений. Словосочетание.

Конструирование предложений по синтаксическим схемам.

 

Цель размещённого в этом блоке материала — развитие речевого мышления школьников. Его задачи — научить детей анализировать содержащуюся в предложении мысль, показать им способы наиболее точной передачи информации и в конечном итоге помочь им овладеть умением сознательно конструировать предложения с позиций классического литературного русского языка.

Новая информационная эпоха поставила перед школой задачу формировать речевую компетентность школьников, т. е. обучать их умению, с одной стороны, правильно понимать получаемую информацию, анализировать и преобразовывать её, с другой стороны, чётко, ясно, полно и грамматически правильно передавать информацию, превращать возникающие у них мысли в доступные и понятные связные высказывания.

В информационную эпоху  значительная часть общения людей происходит без непосредственного контакта в виртуальном пространстве, где нет жестов, интонации, логического ударения и пр., а все нюансы мысли надо передавать при помощи слов и их порядка (сравните: Вечером к нам придут гости. Гости придут к нам вечером. Вечером гости придут к нам). При этом необходимо подбирать такие слова и выражения, которые наиболее точно передают исходную информацию, не допуская её свободного толкования (сравните: Муравьи активны днём. Муравьи активны от восхода солнца до заката. или: Благополучие земледельца зависит от количества собранного урожая. Благополучие земледельца зависит от количества заложенного на хранение урожая).

Предложение служит основной единицей передачи мысли. Но если внимательно прислушаться к речи окружающих людей, то можно убедиться, что наибольшей трудностью для большинства наших современников является именно построение предложения. Разве редки в их речи фразы типа А у меня у дочки в куртке она всегда ключи с собой носит. Причина этого кроется в том, что общаясь друг с другом, мы стремимся в первую очередь передать мысль, и при этом обращаем мало внимания на то, в какой форме её излагаем. Вместе с тем, неумение (или нежелание) строить качественные фразы имеет печальные последствия, если учесть, что речь теснейшим образом связана с мышлением.

Долгое время существовало убеждение, что мысль возникает и формируется в сознании, а потом воплощается в речи. Однако, выдающийся психолог Л. С. Выготский в своей фундаментальной работе "Речь и мышление" выдвинул другой тезис – о том, что мысль не воплощается, а «совершается» в слове, т. е. при помощи речи осознаётся и оформляется. Другими словами, в глубинах сознания человека рождается всего лишь туманный, неотчётливый смысл, некая мыслеформа. Чтобы стать ясной, содержательной, точной и осознанной мыслью, она должна быть оформлена в речи, понятной не только окружающим, но и – главное! – самому говорящему. Вспомним известную шутку: "А ты сам-то понял, что сказал?".

Таким образом, небрежно составленные и грамматически неправильные предложения не способствуют развитию мышления, поскольку оставляют мысли в "растрёпанном" состоянии, например, таком (сохранена пунктуация ученика): "Я думаю про эти произведения похожи тем что: они про очень ленивых мальчиков, которые думают о том как бы помочь маме и им хотелось помочь и смысл один и тот же, но они различались тем, что один мальчик придумал причину чтобы не помогать". Как видим, весь сравнительный анализ произведений, причинно-следственные связи поступков героев остались для автора высказывания на уровне неотчётливого представления.

К великому сожалению, сегодня уровень речи падает. В своём исследовании старшеклассников Е. Синица утверждает, что их письменная речь представляет собой обуквенную устную речь. Ярчайший тому образчик я нашла на страницах сайта Общества защиты прав потребителей: "Второй день подряд наулице Бестужевых д 8 отключают горячию и холодную воду с 12 часов ночи и до утра, когда это прекратится, и почему не предупреждают заранее, придя с работы в первом часу ночи трудно найти питьевую воду все ближайшие магазины закрыты в диспетчерской хомят и обещают: " утром вода будит, зачем вам ночью вода?" нормальный такой вопрос, я даже незнаю просто хочу помыть руки выпить чаю."

Надеюсь, я убедила читателя, что работа над предложением — наиважнейшая в обучении и, по моему мнению, должна быть той призмой, сквозь которую нам необходимо смотреть на всё изучение родного языка.

 

 

Обратная связь

Copyright © 2013. Галина Мисаренко.
Все права защищены. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.