шапка

Меню

Главная

Копилка теоретических знаний

Статьи

Технология обучения русскому языку

Книги

Обучаем детей по ФГОС НОО

Дидактические материалы

Конспекты и фрагменты уроков

Работа над предложением

 

Обратная связь

Безударные гласные в окончаниях

 

обложка

При работе с окончанием слова ученики испытывают две главные трудности. Первая заключается в том, что они ещё слабо осознают грамматику родного языка, в частности, явление согласования слов при помощи окончаний. В устной речи, которой дети активно пользуются, внимание обычно направлено на смысл, который улавливается из общего контекста. Окончания же в контексте не являются смыслоразличительной частью слова и поэтому, как правило, произносятся недостаточно чётко. А в письменной речи это становится причиной ошибок Вторая трудность в том, что дети пока не умеют произвольно изменять по вопросам слово, взятое изолированно, вне контекста предложения. Да и самих вопросов (кому? о чём? что сделает? какому? и др.) ученики толком не знают, потому что основная работа с ними проводится значительно позже – во время изучения склонения и спряжения. А без изменения слова нельзя выделить его окончания, и дети начинают называть окончанием любые буквы, стоящие на конце слова.

Отсюда вытекает главная задача профилактической и коррекционной работы – привлечь внимание ребёнка к грамматической связи слов, вооружить его способами, помогающими менять форму изолированного слова, и научить видеть изменение последних букв (или отсутствие такового).

При этом очень важно приучить школьника произносить слова не спеша, очень чётко проговаривая каждый звук от первого до последнего, делая особый акцент на последних звуках.

Операции, связанные с правописанием безударных окончаний, в значительной степени упрощены по сравнению с учебниками. Основное внимание здесь отводится отработке действий, необходимых для правильного выбора окончания при помощи проверочного слова.

Первые упражнения позволяют уточнить понимание детьми окончания как морфологической части слова и формируют операции по его выделению в слове. При этом дети сначала рассматривают окончания существительных, затем прилагательных и, наконец, глаголов.

Каждое упражнение (за очень небольшим исключением) включает в себя несколько вариантов материала для работы, объединённых одним заданием и одним технологическим планом действий. Они помечены номером упражнения и номером варианта, например: 32.1, 32.2, 32.3 и т. д. Взрослый либо предоставляет ребёнку право выбрать для работы любой вариант, либо указывает на один из них. Нужно ли ученику выполнять весь набор вариантов того или иного упражнения, в каждом конкретном случае взрослый решает отдельно.

Несколько слов о планах учебных действий, которые присутствуют почти в каждом упражнении. У них три цели: во-первых, показать ученику способы решения учебной задачи; во-вторых, помочь ему осознать собственную мыслительную работу, наполнить слово «думать» конкретным смыслом; в-третьих, развивать речь ребёнка. Чтобы все три цели были достигнуты, необходимо требовать от ребёнка подробного рассказа от первого лица о том, как он собирается выполнять поставленное перед ним задание. Рассказывать он может кому-нибудь (взрослому, соседу по парте и т. п.) или же самому себе. Но не следует допускать, чтобы ребёнок приступил к работе без такого устного планирования.

Рассмотрим это на примере.

Выпиши из предложений главные члены. Поставь вопрос к сказуемому. Выдели его окончание.
    Рассмотри план действий и расскажи, как ты будешь выполнять задание.

План действий:

1) читаю: Козлята лежат на травке. Мы лежим на пляже. На ветках лежит снег.
    пример

Примерный рассказ ученика после того, как он выберет вариант материала для работы:

– Сначала я прочитаю, что написано в упражнении от начала до конца.
    – Вторым действием я прочитаю первое предложение, найду сначала сказуемое – слово, которое называет действие. А потом я найду подлежащее – слово, называющее деятеля.

По своему желанию (или по согласованию со взрослым) ребёнок может либо сразу найти главные члены во всех предложениях, а потом переходить к третьему действию, либо сделать это в первом предложении, выполнить третье и четвёртое действия, затем перейти ко второму предложению и т. д. Главные члены можно подчеркнуть прямо в книге соответственно двумя и одной чертой. Эти способы выполнения должны найти отражение в его рассказе.

– Третьим действием я подумаю, какой вопрос можно поставить от подлежащего к сказуемому. И поставлю вопрос.
    – А когда я всё это сделаю, то четвёртым действием я напишу подлежащее и сказуемое с вопросом, как здесь показано. Я буду их писать в столбик, всё время с новой строки. И ещё буду выделять окончание у сказуемого.

 

Технологический план и содержание упражнений:

Подготовительный период
1-3 обращают внимание ребёнка на изменение букв на конце одного и того же существительного на примере слов с ударным окончанием
4-8 показывают, как можно определить окончание при помощи вопросов и предлогов
9-10 помогают понять связь прилагательных с существительными и связь формы прилагательного с формой его вопроса
11 учит детей выполнять действия, необходимые для правильной постановки падежного вопроса и определения соответствующего окончания прилагательного (путём составления словосочетаний)
12-13 привлекают внимание ребёнка к окончаниям глагола
14-15 помогают отработать операции по определению окончания глагола
Основной период
Окончания существительных и прилагательный
16-17 показывают ученику связь родовых окончаний существительных и прилагательных женского и среднего рода
18 показывает способ выбора твердого или мягкого варианта окончания
19-20 обобщают представление ребёнка о родовых окончаниях существительных и прилагательных
21 закрепляет умение правильно писать родовые окончания
22-26 развивают умение ставить существительное в начальную форму и определять тип склонения
27 учит пользоваться проверочным словом для определения падежного окончания существительных 1 и 2 склонения
28 направлено на овладение способами проверки безударных падежных окончаний
29-30 акцентированы на падежных окончаниях существительных в форме множественного числа
31 помогает осмыслить падежные окончания прилагательных
32-35 учат определять правильное падежное окончание прилагательных с помощью вопросов
Окончание глагола
36-39 учат ребёнка ставить глагол в начальную форму, учитывая при этом форму вопросов совершенного и несовершенного вида
40 помогает осмыслить план действий для определения безударных личных окончаний глагола путём определения спряжения

 

********

1. Найди слово, которое повторяется и поставь к нему вопрос. Спиши словосочетания по образцу.

Образец:

образец

1.1. Соус к говядине. Суп с говядиной. Купили говядину. Молодая говядина. Котлеты из говядины.

1.2. Полотенце висит. Вытирает полотенцем. Принеси полотенце. Ходил по полотенцу. Ушёл без полотенца.

1.3. Посидим в беседке. Беседка в парке. Встретимся у беседки. Рядом с зелёной беседкой. Подошли к беседке.

1.4. Табуретка у стола. Встань на табуретку. Карандаш под табуреткой. Подними карандаш из-под табуретки. На табуретке кошка.

1.5. Под ёлкой боровики. Суп из боровиков. Подполз к боровикам. Наклонилась над боровиками. Много боровиков.

1.6. Компот из апельсинов. Купи апельсины. Сумка с апельсинами. Сладкий соус к апельсинам. На апельсинах салфетка.

 

2. Выпиши повторяющиеся слова. Допиши в них окончания и обведи их квадратиком.

2.1. Прилетела стрекоз… . Ловили стрекоз… . У стрекоз… крылышки. Подлетел к стрекоз… . Гонялись за стрекоз… .

2.2. Тёплая влажная земл… . Кружил над земл… . опустился на земл… . На земл… трава.

2.3. Постирали бель… . Бак с бель… . На бель… красные полоски. Пришили к бель… . Ящик без бель… .

2.4. На стекл… трещинки. Вставили стекл… . Прилепили к стекл… . Окно без стекл… . Рамка со стекл… .

2.5. Прилетели скворц… . У скворц… птенцы. Насыпали корм скворц… . Гнёзда построены скворца… . Песня о скворц… .

2.6. Лежат кочан… капусты. Тележка с кочан… . Гора спелых кочан… .  Ползали по огромным кочан… . Не хватает трёх кочан… .

 

3. Устно вставь данное слово в предложения., изменяя его по смыслу. Напиши вставленные слова, выдели в них окончания.

3.1. Хвост.
Скорпионы сражаются … . Глупый волк остался без … . К … прицепился репейник. На … красовался бантик.

3.2. Продавец.
У … кончилась мелочь для сдачи. Витя посмотрел на …. Олег протянул … деньги. Папа о чём.то говорил с …. .

3.3. Бахрома.
На … расплылось большое пятно. Мама купила шерсть для …. Лена повесила шторы с … . К сумке пришили  … .

3.4. Крыльцо.
Под … жил ёжик. Рая остановилась на … . Кот вылез из.под … . Бочку подвинули к …. .

3.5. Звезда.
Солнце – это  ….., а Земля – планета. К верхушке ёлки прикрепили … . У Вити шапка со … . Ракета летит к далёкой … . На небе появились две … .

3.6. Колчан.
Над … висел лук. Стрелы хранятся в …. Стрелок не нашёл своего …. По всему … шёл красивый узор.

3.7. Проводник.
Пассажиры обратились к … . На … была новая форма. … ушёл в соседний вагон. На лице … сияла улыбка. Мы поздоровались с … .

3.8. Лицо.
Лена поднесла розу к … . Вышел старик с грустным … . На … лежала тень. Сеня не увидел ни одного знакомого … . Дождевые капли брызнули в … .

3.9. Бобры.
Слава увидел … . Ирина Петровна рассказывала о … . Лесничий залюбовался … .  Охотник подкрадывался к … .

3.10. Грибы.
Отнеси … в дом. Поляна была усыпана  … . На … блестела роса. Лучик пробежал по траве и … . В этом году много … .

3.11. Муравьи.
Вечером … спешат домой. Жуки подружились с … . Мы знаем сказки и басни о … . В своём большом доме … тепло и удобно. Ни один лес не обходится без … .

3.12. Пастухи.
Братья Петровы работают … . У … много забот. Собаки помогают … стеречь коров. Вечером по сигналу … коровы идут домой. О … рассказывают весёлые истории.

3.13. Дрова.
У порога стояла корзина с … . Без … не будет огня. Мышонок прятался в … . Аня протянула руку к …. . На … лежал снег.

Вернуться к содержанию

4. Выпиши из предложений словосочетания с повторяющимися словами. Поставь к ним вопросы от сказуемого. Обведи квадратиком изменяющуюся часть этих слов.
    Расскажи по плану, как ты будешь выполнять данное задание.

План действий:

план действий

4.1. В коробке лежала блесна – маленькая металлическая рыбка с крючками. Леску привяжи к блесне. Щуки охотятся за блесной, как за рыбкой. У Миши удочка без блесны. Он купит блесну в магазине.

4.2. От бревна отпилили полено. По всему полену шли трещины. Воробей покружился над поленом и сел. Сидеть на полене было неудобно. Буратино сделан из одного полена.

4.3. На берег накатились волны. Слышался только шум волн. Пловца накрыло волнами. На волнах качались чайки.  Яхта скользила по волнам.

4.4. Пришла масленица с блинами. К блинам подали масло и мёд. На тарелке не осталось блинов. Мама испекла блины. О блинах говорят, что они похожи на солнце.

 

5. Измени данные в рамке слова по вопросам. Голосом выдели окончания.

пустота, бревно, резеда, мелкота, тряпьё, белизна
Образец:
кто? что?
без кого? без чего?
к кому? к чему?
на кого? на что?
с кем? с чем?
о ком? о чём?
трава
без травы
к траве
на траву
с травой
о траве

 

6. Рассмотри образец и попытайся понять, почему говорят, что у слов, которые оканчиватся на согласный, нулевое окончание.
    Измени данные в рамке слова по вопросам. Выдели окончания.

двор, кирпич, хитрец, вратарь, пульт, агроном, компьютер, грибник

Образец:
кто? что?
без кого? без чего?
к кому? к чему?
на кого? на что?
с кем? с чем?
о ком? о чём?
дворквадрат 
без двора  
к двору  
на дворе  
с двором
о дворе  

 

7. Соедини данные слова с каждым предлогом. Напиши получившиеся сочетания, выдели окончания.

Образец:

образец

  без борода, коза, петля, болтун, полотно, муравей,
  по земля, топор, грузовик, окно, госпожа, свитера,
смотрю на письмо, ключи, паруса, лопухи, котёл, заря,
иду с (со) мишура, размазня, статьи, небеса, копьё

 

8. Спиши предложения. Найди в них все имена существительные и определи их окончания.
    Сначала допиши план и расскажи, как это надо делать.

План действий:

план действий

8.1. На крючке висит сумка с яблоками. Балкон был обвит виноградом и украшен цветами. Бабушка внесла вазу с печеньем. У коршунов сильные крылья.

8.2. Можно сварить курицу с лапшой, а можно придавить её крышкой и пожарить на сковородке. Парикмахер пощёлкивал ножницами, когда переходил от прядки к прядке.

8.3. Мама ушла за мясом и велела дочкам со спичками не играть, на лестницу не выходить, на подоконники не залезать и котёнка не мучить. И обещала принести с рынка по апельсину.

8.4. Во двор въехала машина, и шофёр с дворником стали выгружать ёлку. Она вкусно пахла морозом и хвóей. На её лапах висело несколько шишек.

8.5. Мы с Мишкой понеслись по лестнице и вбежали в зал. Весь потолок был увешан цветными лентами и фонариками, всюду горели лампы из зеркальных осколков. Детей встречали артисты в смешных костюмах.

Вернуться к содержанию

 

9. Из каждой группы предложений выпиши словосочетания с повторяющимися прилагательными. Поставь к ним вопросы и обозначь окончания.
    Внимательно прочитай задание и допиши план своих действий, а потом выполняй его.

План действий:

план действий

9.1. Игрок попал в штрафную зону. Матч закончился штрафным ударом. Машина стояла на штрафной площадке. У футболиста ни одного штрафного балла.

9.2. Медведь жил в глухом еловом бору. В глухой полyночи резко пробили час. Котёнок выбрался из глухого угла. Не будь глухой тетeрей, слушай внимательно. За глухим забором послышался лай собаки.

9.3. Во дворе не было рябого петуха. На рябом лице Петруши появилась улыбка. От ветра озеро стало рябым. По рябой поверхности реки скользила лодка. На стол накрыли рябую скатерть.

9.4. Корабль затерялся в штормовом море. На завтра обещали штормовую погоду. Радио передавало штормовое предупреждение. Утро опять было пасмурным и штормовым. От штормового ветра дрожали стены домов.

9.5. Волосы заплетены в тугие косы. Верёвка была завязана тугим узлом. Зрители любовались тугими мускулами боксёра. В кузове было тесно от тугих мешков с мукой. Пуговица не лезла в тугую петлю.

 

10. Рассмотри план действий и расскажи себе или другим, как можно определить окончания прилагательных.

План действий:

план действий

10.1. Надя везла коляску с плюшевым мишкой. Стоит толстуха с деревянным брюхом. (Бочка) Бродил я по приморскому парку. Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей. Там королевич пленяет грозного царя.

10.2. Была у зайца избушка лубяная. Над утренней землёй поднимался прозрачный туман. Петербург называют северной столицей России. Про доброе дело говори смело. По крыше застучали редкие капли.

10.3. Недалеко уже до первых заморозков. Мы идём по узкой деревенской улице. Загорелись огни в соседних домах. Гагарин был умным и открытым человеком. Берёзки мокнут под проливным дождём.

10.4. На голубом небе оставил след реактивный самолёт. В прозрачных окнах отражалось солнце. Книги встречают нас в раннем детстве и сопровождают до глубокой старости.

10.5. Кочки поросли болотной травой. Зверёк высунул остренькую мордочку. Два сливoвых глаза глядели на  меня. Дед шёл впереди твёрдыми шагами. Вдали раздаётся грузный топот.

10.6. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льёт печально свет она. По равнине зимней, скучной тройка борзая бежит. Колокольчик однозвучный утомительно гремит.

10.7. Вдоль железной дороги стояли телеграфные столбы с электрическими проводами. Пыхтящий тепловоз тащил длинную вереницу товарных вагонов.

10.8. Поэт Цветик рассказывал, что самое большое для него удовольствие – это забраться в проливной дождь на чердак, улечься на сухих листьях и слушать, как дождевые капли стучат по черепичной крыше.

10.9. На старичке был длинный халат из красивой тёмно.синей материи с вышитыми золотыми звёздами и серебряными полумесяцами. Голова покрыта чёрной шапкой, на ногах красные туфли с загнутыми кверху острыми носками.

10.10. Этот Пачкуля Пёстренький ходил обычно в серых штанах и серенькой курточке, а на голове была круглая тюбетейка с разными узорами. Его весёлое лицо было покрыто грязными пятнышками.

10.11. На пароходной палубе находились пассажиры. Одни дремали в мягких креслах с откидными спинками, другие прохаживались по ковровым дорожкам, третьи беседовали возле высоких бортов.  Чёрную трубу украшала широкая красная полоса.

10.12. Совсем рядом прыгали свирепые львы с лохматыми гривами и коварные львицы. От их разинутых пастей и грозного рычания становилось страшно. Но Эдуард Иванович щёлкал длинным бичом, и послушные звери садились на широкие тумбы.

Вернуться к содержанию

 

11. Расскажи по плану, как надо определять окончание прилагательного. Выпиши словосочетания по образцу в последнем действии.

План действий:

план действий

11.1. Фокусник взмахнул зажжённым факелом. Щенок радостно замахал коротким хвостиком. На гладкой поверхности появилась трещина. На тёплой кочке грелся лягушонок. Звонок разбудил спящего котёнка.

11.2. Володя работает на железной дороге. Однажды Петя возвращался из детского сада. Мы попросили у тёти Наташи толстую верёвку. Нитка не пролезала в игольное ушко. На мокром асфальте блестели лужи.

11.3. Толстяк держал в руках пушистых зайчат. Снежинки тают на тёплых руках. В людных местах легко потеряться. Люди проложили в пустынях караванные тропы. На полке стоял мёд в глиняных горшочках.

11.4. Гости сидели за накрытым столом и ждали обещанный сюрприз. Вошла бабушка с большим блюдом и поставила его на самую середину. На блюде лежал именинный пирог, а на нём горели разноцветные свечи.

11.5. В класс вошла незнакомая молодая учительница и посмотрела на притихших ребят. На широких светлых окнах висели яркие штапельные занавески. В переполненном троллейбусе Витя увидел знакомого мальчишку с соседней улицы.

Вернуться к содержанию

 

12. Внимательно рассмотри и прочитай образец. Расскажи, как ты будешь выполнять упражнение.

Образец:

образец

12.1. Таня надевает платье. Дети надевают пальто. Ты надеваешь костюм пирата, а я надеваю костюм медведя. Мы надеваем кепки, а вы надеваете панамки.

12.2. Мама подметает пол. Вы подметаете двор, а мы подметаем в доме. Ты подметаешь не очень чисто! По утрам дворники подметают улицы, и я тоже подметаю комнату по утрам.

12.3. Я леплю бегемота, а Саша лепит танк. Ребята лепят снежную бабу. Мы лепим пирожки. Зачем вы лепите куличики? Ты лепишь куклу для Оли?

12.4. Мальчик машет флажками. Кому ты машешь? Вы слабо машете, надо сильней. Провожающие машут нам руками, и мы машем им в ответ. Я машу платком.

12.5. Зачем он копает яму? Огородники копают грядки. Мы копаем червяков для рыбалки. Вы копаете не там, где надо! Я копаю неглубокую канаву. Ты копаешь слишком медленно.

12.6. Шофёр меняет колёса автомобиля. Я меняю жвачку на точилку. Весной змеи меняют свою кожу. Мы меняем старую мебель на новую. Вы меняете монеты на жетоны.

********

12.1. В прихожей одевается Таня. Дети одеваются на прогулку. Ты одеваешься пиратом, а я одеваюсь медведем. Мы одеваемся медленно, а вы одеваетесь слишком быстро.

12.3. Вы тихо плетётесь у дому. Кибитка по дороге еле плетётся. Вечно ты плетёшься в самом хвосте. Я плетусь, потому что устал. Под палящим солнцем мы плетёмся к речке. Туристы плетутся к лагерю.

12.4. Ты никогда не просишься к доске. Мы просимся в цирк, а Виталик просится в кино. Я прошусь гулять, но мама не пускает меня. А вы лучше не проситесь! Малыши всё время просятся на руки.

12.5. В воздухе кружатся снежинки. Мы кружимся по лесу уже два часа. Ты кружишься на одном месте. Я долго кружусь от радости. Она кружится уже полчаса! Вы кружитесь и кружитесь вокруг ёлки.

12.6. Вы удобно ложитесь на бок. Я ложусь на траву. Мы ляжем на краю поляны, а ты ложись под кустом. Поздней осенью медведь ложится в берлогу. Снежинки тихо ложатся на землю.

 

13. Внимательно рассмотри план действий и расскажи себе или кому–нибудь, что ты будешь делать, чтобы определить окончания глаголов.

План действий:

план действий

13.1. Мишка берёт ведро и несётся с ним к колодцу. А на сковородке трещит масло и брызжется во все стороны.

13.2. Вдруг Феня как задрожит, как затрясётся, а у самой из глазёнок слёзы так и текут.

13.3. Серёжа мчится домой. Дома он тормошит маму и торопит её.

13.4. Ребята смеются и показывают на проход, который гудит, входя в порт.

13.5. Мотя не пускает Карая в дом. Собака ложится перед крыльцом и жалобно скулит.

13.6. Ветер поревёт в печной трубе, поскрипит воротами и мчится в поле, кружит снежные вихри.

13.7. Лесенка спускается, но не доходит до пола – обрывается в воздухе. Мама Ивана днём работает в библиотеке, а вечером учится в колледже. Иван представлял себе, как завтра придёт в школу.

13.8. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Мальчики с разбега кидаются в воду. Давайте сперва поставим чайник, а потом разбудим бабушку.

13.9. Оглянешься кругом и бросишь пёрышко по ветру – куда оно полетит, туда и ты пойдёшь.  Пройдёт несколько лет, и на ветках появятся яблоки. Деревья в лесу дрожат от холода, а солнце не светит, потому что его закрывает чёрная туча.

13.10. Поезд несётся по лесам, а Петька стоит у окна и выкрикивает свою песенку. Муся знает своё имя, и когда её зовут, бежит и смешно кружится, ловит свой хвостик. Если никто не обращает внимания на её танец, она сердится и кричит на нас.

13.11. Кошка проносится по двору и быстро шмыгает в щель сарая. Куры недовольно поднимают головы и кудахчут. Говорят вам, что автобус не ходит, а вы всё стоите и стоите! Когда выходишь утром в поле, цветы кивают тебе головками, а ветерок шевелит твои волосы.

Вернуться к содержанию

 

14. Найди в тексте все глаголы, выпиши их и выдели окончания.

14.1. Гугyцэ знает, откуда берутся деды Морозы.
Зима выводит их так: рассыпает крошки по снегу и накрывает шапкой. Наутро из крошек вырастают маленькие Деды Морозы.

14.2. Три дня Зима держит их в доме и кормит одними снежинками, ждёт, пока у них отрастут белые усы и бороды. А потом выпускает во двор – сами растите! – и выводит новых.

14.3. Маленькие Деды Морозы гоняются друг за другом, катаются с гор и кидают шапками в белых медведей. В школу они ездят на оленятах. Там они учатся и растут.

14.4. Перед Новым годом, когда снег засыпает их дома, Деды Морозы суют игрушки в мешки и садятся верхом на оленей. В поле олени прокладывают путь ногами, а волки служат им вместо собак. Едут Деды Морозы, едут и добираются до белой конюшни. Там их ждут белые кони и везут кого на восток, кого на запад, а кого и на юг. Только снег скрипит под полозьями саней, да метель развевает белые бороды – ими Деды Морозы погоняют лошадей.

14.5. Опустошат они свои мешки, выучат наизусть все стишки, которые дети прочтут на ёлках, и вернутся восвояси. Дома они поют друг другу детские песенки и ждут не дождутся, когда же опять придёт Новый год.
И всё это время облака в их стране дрожат от холода, а в небе светит лишь осколок луны да несколько звёзд.

С. Вангели.        

 

15. Рассмотри образец и постарайся понять, как окончание прилагательного помогает правильно написать окончание существительного. Спиши словосочетания по образцу.

Образец:

большáя речка                игровáя песня
  большóе озеро                игровóе поле

15.1. Удалая дружин…, рулевое управлени…, прямое русл… реки, кольцевая гонк…, смешное чудищ…, сухое дерев…, золотое яблочк…, вставное стёклышк…, ледяная избушк…, цирковая артистк….

15.2. Дождевая водиц…, лесное болотц…, складная лестниц…, голубая мыльниц…, мокрое полотенц…, небольшое корытц…, свиное копытц…, смешная баловниц…,  лесная красавиц…., золотое сердц…, тугое тельц…, озорное солнц…, шестое оконц…, ветряная мельниц…, простое блюдц…, окружная больниц…

15.3. Трудовая пенси…, штормовое волнени…, сплошное мучени…, смешная фамили…, круговое движени…, грибная продукци…, снеговое кружени…, плохое событи…, озорная комеди…, цветное вязани…, черновое решени… .

15.4. Старая ворчунь…, крепкое здоровь…, вишнёвое варень…, хищная пирань…, осеннее ненасть…, жирная свинь…, душистая петунь…, удобное плать…, мясное кушань…, звонкая певунь…,  сладкое печень… .

15.5. Тугая кошёлк…, большое гор…, крутая горк…, торфяное болот…, плохая застёжк…, носовая палуб…, больное горл…, голубое кресл…, городская гимнази…, деловое предложени… .

Вернуться к содержанию

 

16. Рассмотри план действий и расскажи, что надо делать, чтобы правильно написать окончание прилагательного.

План действий:

1) читаю: газов... плита;
    2) думаю: плита какая? газовая;
    3) пишу: газовая плита.

16.1. Грушев… повидло, квашен… капуста, снежн… месиво, кован… железо, мелк… канавка, открыт… поддувало, жирн… пятнышко.

16.2. Стареньк… ружьишко, зелён… сахарница, бутылочн… горлышко, трудн… правило, свеж… гусятина,  овсян… поле, мягк… обложка.

16.3.  Шумн… утро, плотн… штора, штопан.. варежка, восточн… лакомство, сдобн… тесто, тщедушн… тельце, соломенн… шляпка, вкопан… бревно.

16.4. Ягодн… пюре, безбрежн… море, русск… народн… музыка, ал… кашнe, сильн… желание, тяжёл… зубило, жёлт… дублёнка, махров… полотенце.

 

17. Рассмотри план и расскажи, что надо делать, чтобы выбрать правильное окончание прилагательного.

План действий:

план действий

 

17.1. Древн… город, храбр… воробей, метк… стрелок, тяжк… путь, пуглив… зверёк, пузат… самовар, мелк… песок, ясн… взгляд, финск… домик.

17.2. Цепк… взгляд, хлебн… колос, гибк… прутик, двурог… носорог, жгуч… ветер, хвойн… лес. замшев… костюм, тряск… вагон, задн… ряд.

17.3. Щипан… мех, хлипк… забор, плоск… экран, скромн… подарок, терпк… вкус, английск… язык, незряч… пёс, ядовит… гриб, гладк… лёд.

********

План действий:

план действий-2

 

17.4. Утрен….. заря, провoрн… ворона, ватн… подушка, зимн..… синева, вечерн..… роса, глянцев… бумага, поздн….. пора.

17.5. Модн… юбка, осенн..…  вода, крупн… проверка,  летн….. жара,  нижн…..  полка, сорн… трава.

17.6. Прян… зелень, ломан… линия, задн… стенка, тощ… кобыла, верхн… кромка, нервн… работа.

17.7. Новогодн… ночь, штoпальн… игла, крайн… избушка, средн… сестра, лечебн… настойка, тыльн… сторона.

********

План действий:

план действий-3

17.8. Ранн….. утро, горяч….. молоко, игольн… ушко, радостн… лицо, зимн….. пальто, лучш… здание.

17.9. Верхн… течение, жгуч… нетерпение, успешн… лечение, дружн… топанье, стран… свечение, дальн… болото.

17.10. Народн… гулянье, свеж… молоко, парусн… судно, хорош… тесто, точн… измерение, прежн… время.

17.11. Удобн… место, старш… поколение, поющ… деревце, полезн… занятие, плотн… кольцо.

17.12. Любящ… сердце, пахуч… вещество, подвижн… щупальце, рван… полотнище, летящ… облако.

Вернуться к содержанию

 

18. Из данных слов составь и напиши словосочетания «прил.+ сущ.». Выдели окончания прилагательных.

План действий:

план действий

 

18.1. Море, даль. Семафор, сигнал. Прозрачность, капли. Полка, книги.

18.2. Лодка, парус. Штраф, удар. Шум, улицы. Пюре, овощи.

18.3. Голод, волк. Дверь, балкон. Серёжки, берёза. Жар, солнце.

18.4. Правда, рассказ. Прогулка, лыжи. Крыльцо, сосна. Работа, руки.

18.5 Мороз, зима. Нож, хлеб. Суфле, яблоко. Воля, птицы.

18.6. Болото, сырость. Фарфор, чашка. Мышь, король. Берега, кисель.

18.7. Вкус, клюква. Зрение, орёл. Дыра, мотошлем. Яд, змеи.

 

19. Просмотри упражнения, которые ты выполнил (выполнила) раньше и заполни таблицы окончаниями.

Окончания имён существительных
в единственной числе во множественном числе
мужской род женский род средний род
     
     
       
       
Окончания имён прилагательных
в единственной числе во множественном числе
мужской род женский род средний род
  -ая    
  -яя    
       
       

 

20. Подумай и составь план действий, по которому надо выполнять это упражнение.

20.1. Нужен метк… стрелок…, открылся хлебн… магазин…, блестят цветн… осколк…, мчатся дозорн… катер…, сломался вафельн… стаканчик…, оборвались телефон… провод… .

20.2. Показался плавн… поворот…, попадались мелк… камешк…, блестели магазин… витрин…, работает кирпичн… завод…, причалил рыбач… баркас…, давят узк… лямк… .

20.3. Окончилась рабоч… недел…, пасутся жирн… баран…, шелестят кленов… листь…, упало огородн… чучел…, раздался громк… звон… .

20.4. Вредн… старух…, давешн… встреч…, удобн… мест…, давн… названи…, средн… ступеньк…, разбит…  фар…, общ… счасть… .

20.5. Сливочн… масл…, чахл.…  рощиц…, прежн… врем…, субботн… прогулк…, знаком… мелоди…, древн… песн…, блестящ… блюдц…, вишнёв… варень… .

20.6. Марлев… повязк…, лучш… заняти…, тонк… ресниц…,    остр… шильц…, верхн… звонниц…, плывущ… чудищ…, сдобн… тест…, дальн… зарниц… .

Вернуться к содержанию

 

21. Найди имена существительные. Выпиши по образцу те, которые надо поставить в начальную форму.

образец

21.1. Рыбки снизу стрекозой любуются. Бегает плuска по берегу, хвостиком кивает. Под кустом мелькнула быстрая тень зайчонка. В листьях грибов совсем не видно.

21.2. Оля вернулась в комнату со щенком на руках. Петя отправился в кухню за апельсинами и соком. Мама принесла бутылку с молоком и напоила котят.

21.3. Стали мы монетку искать. Всю комнату облазили – и за диваном, и за креслом смотрели. Я даже в маминой пудре пальцами поковырял, а Мишка в вазу с вареньем залез.

 

22. Поставь имена существительные в начальную форму (измени так, чтобы они отвечали на вопросы кто? что?).  Выпиши их в четыре столбика по образцу.

Образец:

1 склонение 2 склонение 3 склонение множ. число
-а, -я квадратик, квадратикьь (муж. р.)
, -о, -е
ь (жен. р.) -ы, -и, -а, я
ванна
        вишня
склон квадратик
        тополь квадратик
        колесо
        поле

        деталь квадратик
помидоры
        камешки
        колёса
        тополя

22.1. Поместились в банке. Машет крылом. Гуляет по вечерам. Стоит у колонны. Принёс на крыльях. Пахнет полынью. Отказался от помощи. Покрыта землёй. Мазать вареньем. Меняться фантиками. Плавали на корабле. Скачет от радости. Бутылка с кефиром. Участие в парадах. Упал в полынью.

22.2. Увидели иволгу. Расскажи без вранья. Падает хлопьями. Появился на сцене. Погрозил пальцем. Разрезал дыню. Зажала в ладони. Блестит на куполах. Прятаться под кроватью. Зимуют под корягами. Лежали на блюде. Сидим на кухне. Вылечил лебедя. Поселились в кустах.

22.3. Вынул из мыльницы. Побелили известью. Замахал крыльями. Пришили к платью. Занялся добычей. Отчистить от накипи. Измазались черешней. Разлетелись искорками. Рисует акварелью. Нашли под креслом. Читает басню. На своих местах. Ходит к учителю. Приехал к новосёлам. Работает в коровнике.

22.4. Накрыл голову. Разлилось по плите. Лечимся таблетками. Заполнили нефтью. Не хватило детали. Стояли на крыльце. Блестит стёклами. Вошла в спальню. Разговаривает с дворником. Гуляет на воле. Пришёл к братьям. С морским биноклем. Полезно для здоровья. Играл на свирели. Увидели пеликанов.

22.5. Расскажи сказку. Накупили платьев. Приготовили без вермишели. Строим из брёвен. Несколько тетрадей. Копаться в барахле. Покрытое глазурью. Разложили возле сарая. Зарядили торпедой. Спрятались в камышах. Собирали черешню. Объелся печеньем. Испачкаться в грязи. Пели о богатыре. Принёс гостинцев. Отдыхали в деревне.

22.6. Завалился за тумбу. Покрытые опятами. Встречайте гостью. Устали от беготни. Высоко на тополе. Начертили по диагонали. Не хватило кирпичей. Приехал из училища. Отличается глупостью. Завёрнуто в тряпицу. Встретили без радости. Находилось за озерцом. Играл на компьютере. Наполнили перьями. Помогали ветеранам.

 

23. Проверь, все ли подчёркнутые слова являются именами существительными. Поставь существительные в начальную форму и выпиши в таблицу.

1 склонение 2 склонение 3 склонение множ. число
-а, -я квадратик, квадратикьь (муж. р.)
, -о, -е
ь (жен. р.) -ы, -и, -а, я
       

23.1. В полдень от горячих лучей солнца весь снег вокруг нашего домика на колёсах покрылся чёрной пылью. Я подумал, что где.то угли жгли. Прикоснулся ладонью к этому грязному снегу и вдруг под рукой стало белое пятно: это оказались сотни мельчайших жучков.прыгунков. Они и сидели на поверхности снежного нáста.

23.2. Талая вода проникла до самой глуби снега и разбудила спящих на земле под снежным одеялом лягушат. Они выползли из.под снега, почувствовали тепло солнечных лучей и решили по глупости, что уже середина весны и можно отправляться в путешествие к ближайшему болоту.

23.3. После болезни Надя с матерью выходили на прогулки в лес. По тропинке они шли к оврагу, края которого постоянно оползaли. От этого корни двух берёз обнажились, и деревья легли на другую сторону, точно мост.

23.4. Дедушка Ион не любит шума. С наступлением ночи он уходит в глубины леса, чтобы выследить очередного льва.людоеда и избавить людей от опасности. В течение своей жизни дедушка Ион убил около сорока львов. Его крепкая рука хорошо владела и ружьём, и ножом.

23. Нашёл лягушонок в зарослях травы сыроежку с дождевой водой и устроил в ней настоящее купание, как в блюдечке. А потом уселся на краешкебрюшком в воде, а грудью на бережку, как будто воздушные ванны принимает.

23.6. Хитрым человеком был Иван Семёнов. Уже совсем с болезнью справился, а как только врач придёт, Иван застонет, за голову схватится и даже сесть на кровати не может. И всех бы родственников и врачей перехитрил, если бы не муха. Крутится она возле носа и жужжит. Хотел Иван её газетой прихлопнуть, а она на потолке уселась. Вскочил Иван, стал на кровати скакать, по потолку полотенцем лупить. А тут в комнату доктор вошёл.

 

24. Определи склонение имён существительных и выпиши их в два столбика

1 склонение 2 склонение
берёза тетрадь

24.1. Испачкался грязью, кормит свинью, гонит колдунью, красит скамью, восхищается Сибирью, делится радостью, прогнал ворчунью, увидел судью, удивил новостью, ругает шалунью, прорубил полынью, подавилась костью, наелся фасолью, наказал драчунью, встречает гостью.

24.2. На мышке, на свирели, на медали, на церковке, на моркови, на грудке, на скамье, на плесени, на шашке.

24.3. По бутылке, по шинели, по ботве, по простыне, по насыпи, по изнанке, по косынке, по фасоли, по диагонали.

24.3. По бутылке, по шинели, по ботве, по простыне, по насыпи, по изнанке, по косынке, по фасоли, по диагонали.

24.4. К тёте, к газете, к жалости, к тесноте, к челюсти, к минуте, к четверти, к шалости, к валюте, к трости, к капусте.

24.5. О пустомеле, о неделе, о метле, о детали, о вермишели, о кукле, об акварели, о неволе, о метели, о свирели.

24.6. В гавани, в корзине, в мишени, в сирени, в ванне, в темени, в щетине, в гортани, в былине, в колонне.

24.7. На ступени, на грудке, на двери, на лошадке, на медальке, на лошади, на печке, на площади, на груди, на площадке, на дверке, на печи, на медали, на ступеньке.

24.8. В церковке, в кровати, в ладошке, в тетради, в брошке, в ладони, в щели, в карамельке, в кроватке, в церкви, в броши, в карамели, в тетрадке, в щёлке.

 

25. Прочитай план действий. особенно рассмотри 4-е действие и постарайся понять, какое задание должно быть у этого упражнения.

План действий:

план действий

25.1. Акварель, лопасть, сирень, рукопись, аптекарь, букварь, вратарь, гвоздь.

25.2. Жалость, кровь, повесть, помощь, кафель, коготь, ливень, пекарь.

25.3. Шампунь, гортань, гавань, панцирь, бровь, словарь, шалость, тюлень.

25.4. Пароль, тяжесть, подпись, фонарь, перстень, цель, четверть, рубль.

25.5. Фасоль, витязь, ветвь, прядь, крендель, зритель, грязь, голубь.

25.6. Вермишель, вещь, секретарь, челюсть, пустырь, тоннель, карамель, волдырь.

25.7. Стебель, сеть, тень, мысль, гребень, пузырь, ткань, журавль, часть, коготь.

25.8. Акварель, шмель, газель, дрель, циркуль, гантель, тоннель, тополь. постель, кремль.

25.9. Карамель, бутыль, король, моль, модель, миндаль, шинель, журавль, корабль, кисель.

 

26. Выбери слово, которое тебе больше всего понравится. Оно будет проверочным для безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения.

рука, стена

Внимательно рассмотри план действий и расскажи себе, как можно проверять безударные окончания при помощи проверочного слова.

План действий:

план действий

26.1. Туристы остановились в гостиниц… . На фабрик… шьют одежду. Ёжик подскочил к улитк… . От запаха черёмух… кружилась голова. На буфет… стоял праздничный кекс весь в сахарной пудр… . В папиной сумк… были даже гвозди.

26.2. Бабушка выглянула из кухн… и засмеялась. В соковарк… что–то булькало и свистело. Грачи свили гнёзда на старом топол… . Возле дорог… стояла часовенка. Насыпь сахару в чайник для заварк… .

26.3. Прыгая с кочк… на кочку, Митя подобрался к берёз… . На майк… красовалась цифра пять. На одном карман… не было заклёпк… . У серёжк… был сломан замочек. Мышонок поселился в старом валенк… . Одна подушка была в наволочк…, а другая без наволочк… . На мест… старого дома был сквер. Лёне было тепло в пушистом джемпер… . У калитк… стоял незнакомый человек в шляп… . Папа у Васи силён в математик… .

26.4. В велогонк… победила команда Костромы. Потерялся нож от мясорубк… . С крыш… капала вода. Петькины руки были по локоть в глин… . На неб… ярко светили звёзды. Лодка приближалась к середин… реки. В пещер… было темно и прохладно. Летом Вовка жил у дедушк… на пасек… . Эта сказка о волшебной яблон… и наливном яблочк… . Илюша жил на далёкой Камчатк… в маленьком посёлк… .

26.5. От обивк… кресел остались одни лохмотья. К кормушк… слетелась стайка синиц. Из норк… выглянула забавная мордочка. На кассет… была записана сказка. Зимой на дач… никто не жил. На её ладошк… светилась голубая бусинка. Паша по привычк… закрыл глаза. Жизнь у Головёшк… была очень скучная. На манеж… шло представление. А шарик будто прилип к подкладк… .

26.6. На буфет… стоял праздничный кекс весь в сахарной пудр… . Григорий Васильевич жил в квартир… на пятом этаже. Фокусник повернулся к публик… и достал из коробк… шарик. В зрительном зал… было полно народа. Дрессировщик потрепал льва по густой шевелюр… . Петька встал со ступеньк… и посмотрел вниз. Нина Ивановна работала в химчистк… . Узкая тропка вела нас от речк… в лес. В ящичк… лежал тюбик с зубной пастой.

26.7. Синичка подлетела к окну и уселась около форточк… .  Сегодня ты одет не по погод… . Капитан стоял на палуб… корабля. Снизу по лестниц… поднимался старик. Вечером Кузя вылез из бочк… . В маленьком садик… росли чудные розы. На его чумазой мордашк… застыло удивление. Серёжа выпрыгнул из кабинк… . На пульт… имелась жёлтая кнопочка.

Вернуться у содержанию

 

27. Рассмотри и постарайся понять схему проверки безударных окончаний. Составь по ней план действий и выполни упражнение.

схема проверки безударных окончаний

План действий:

план действия

Различение 1 и 3 скл.

27.1. На ветк… дерева – сидит на ветв… . На двер… домика – на боковой дверк… . Руки в зелёнк… – в зелен… леса. Шрам на бров… – на бровк… тротуара. Молоко в бутылк… – хранить в бутыл… . Зажать в ладошк… – снежинка на ладон… . На яркой кисти рябины – на маленькой кисточк… .

27.2. Испачкался в извест… – ведро извёстк… . Подойти к лошадк… – скакать на лошад… . Сидела на постел… – спит в постельк… . В седой пряд… – в прядк… волос. На шоколодной медальк… – рассказ о боевой медал… .

27.3. Положила к морковк… – к маринованной морков… . По норвежской сельд… – по селёдк… в банках. В шерст… барана – в пушистой шёрстк… . На верхней    ступен… – на верхней ступеньк… . Человек в шинел… – в лёгкой шинельк… .

27.4. В темниц… там царевна тyжит. На двер… был звонок. В табакерк… жил маленький чертёнок. На сцен… появился Дед Мороз со Снегурочкой. Из.за болезн… Света пропустила несколько уроков. В сочной мякот… яблока притаился червяк. К одной старушк… приехала погостить внучка. Из дрел… торчало сломанное сверло.

27.5. Кибитка отъехала и скоро пропала в метел… . По чёрной пашн… важно прохаживались грачи. В морской дал… показался парус. Павлик уселся на скамейк… . К суббот… подарок был готов. Зимой в Сибир… сильные морозы. Лена побывала на выставк… игрушек. Напишите в тетрад… сегодняшнее число.

27.6. Ворон… где–то Бог послал кусочек сыру. Я в жизн… не видал ничего смешнее. На завтрак были котлеты из морков… . Игорь уселся на табуретк…, скрестив ноги. Головёшка почувствовал угрызения совест… . В миск… остывала каша. Все беды от глупост… . Дети укрылись от дождя в лесной сторожк… .

27.7. Статья о фасол… . На большом штабел… дров. В крупном клубн… картофеля. На зелёной плесен… . О внимательном зрител… . В большой редкост… . От горькой полын… . О храбром спасател… . На сизом голуб… .

27.8. Без всякой жалост… . На блестящей глад… . О белом пудел… . В каждом диком звер… . В татарской мечет… . В известном писател… . На высоком ясен… . Совсем без сол… . В громкой руган…

Различение 2 и 3 скл.

27.9. Много всякой снед… . В холодном апрел… . По вашей милост… . На морском бинокл… . На старинной модел… . В знойном июл… . От великой радост… . На дорогом гост… . К истории болезн… .

27.10. На гордом профил… . В смес… с ромашкой. В долгой жизн… . На ногт… большого пальца. На старом топол… . В тёмном туннел… . Без всякой умной мысл… . На мягкой высокой кроват… . Отметки в моём табел… .

27.11. На тонком шпил… . В гранитном камн… . Из яичной вермишел… . В глубокой прорез… . На сломанном грифел… . О старом медвед… . В поздней осен… . Из большой проруб… . В жаркой сухой степ… .

27.12. О крупном тюлен… . В маленьком жёлуд… . На сложной детал… машины. В ясной лазур… неба. Для вкусной карамел… . На морском кител… . О тяжёлой болезн… . Об отважном рыцар… . В снежной метел… .

27.14. На двер… висело объявление. В Мaшином пенал… всегда порядок. Лодка причалила к пристан… . Витя и Серёжа устроились на диван…, а Лена – в кресл… . Пастушок играл на свирел… . Львёнок грелся на солнышк… и пел песенку. От радост… дети захлопали в ладоши.

27.15. Витя рассказал о своей болезн… . В туннел… все машины включают фары. Бабушка лежала в постел… . В третьей четверт… у Светы хорошие отметки. Орёл уселся на самом гребн… скалы. Человек в серой шинел… подошёл к мальчикам. В лагер… геологов все ещё спали. В жёлуд… прячется будущий дуб.

Различение 1, 2 и 3 скл.

27.16. Соловей свил гнездо в орешник… . В банк… с водой плавала рыбка. Ведро достали при помощ… верёвки и крючка. Витин папа работает на комбайн… . В гриву лошад… были вплетены ленты. За сараем в кустах сирен… стояла небольшая будка. В субботу мы отправились на выставку мебел… . Девочки договорились о встреч… и разошлись.

27.17. В ящик… не хватало одной бутылк… . Лидия Петровна достала из аптечк… йод. На обложк… тетерад… стояла фамилия владельца. Из ночной темен… доносились шорохи и скрипы. В новогодней лотере… разыгрывались снегокаты. В глуш… леса пряталась маленькая избушка. Кошелёк был полон мелоч… .

 

28. Спиши словосочетания. Вставь окончания.

28.1. В пыльных лопух… . Со сдобными крендел… . У веселых циркач… . Под толстыми корн… .От жарких луч… . К деревенским пастух… . Без рыжих лисят.8Роман в пяти том… . Под голубыми небес…. .

28.2. О всяких чудес… . У морских корабл… . В новых сапог… . С забавными близнец… . У острых меч… . Без белых воротник… . К хлопотливым бобр… . С моими ключ… . Около наколотых дров. На крепких боровик… .

28.3. С верными друзь… . До маленьких муравь… . К певучим соловь… .  О своих сыновь… . С огромными бадь… . В нескольких ладь… . К небольшим полынь… .

28.4. На зеленоватых моховик… . С яркими васильк… . Из пыльных грузовик… . Для битых кирпич… . В уличных фонар… . От блестящих зеркал. В зеленых стручк… . О сложных станк… . К белым дождевик… .

Вернуться к содержанию

 

29. Вставь пропущенные окончания при помощи проверочного слова руки.

29.1. С деревянными вёсл..., в спортивных сумк..., со школьными тетрад..., за высокими забор..., в садовых бесед..., под лёгкими копытц..., над лесными коряг...., по мелким крупинк... .

29.2. На кожаных подмётк..., под тёплыми ладон..., на быстрых олен...,  с детскими игрушк..., в стеклянных банк..., у небольших хищник..., за футбольными ворот... .

29.3. Без летних ливн..., из резиновых шланг..., с известными хоккеист..., в русских гармошк..., до последних участник..., по хлебным зёрнышк..., со спелыми груш... .

29.4. В сосновых полень..., к старым плать..., из лёгких хлопь..., над злостными драчунь..., на быстрых крыль..., с тонкими полозь..., у деревянных стуль..., за густыми деревь..., о звонких певунь..., к свирепым пирaнь... .

 

30. Спиши. Вставь окончанния прилагательных.

30.1. По ржан… полю. От седьм… колонны. В плох…погоду. С овощн… базара. Из снегов… облаков.  Со сторожев… собаками.

30.2. На мохов… кочке. Группа пожил… людей. По крут… склону. В головн… вагоне. С туг… косами. На рулев… колесе.

30.3. Клиника глазн… болезней. Куски сыр… штукатурки. В боков… кармане. Из дровян… сараев. На мехов… варежке. О слогов… составе.

30.4. С дождев… водой. Слышны громов… раскаты. Потерялся складн… ножик. В кучев… облаках. Про удал… молодца. По кольцев… маршруту.

30.5. На степн… просторе. В торфян… горшочках. В дровян… сарае. По речн… волнам. Под проливн… дождём. На крив… ножках.

Вернуться к содержанию

 

31. Расскажи по плану, как надо определять безударные окончания прилагательных.
    Спиши. Вставь пропущенные окончания.

План действий:

план действий

31.1. В модн… журнале. Из кротов… норы. На солнчн… полянах. С храбр… воробьём. По тонк… веткам. От яблочн… пирога. У высок… стены. С резк… звуком.

31.2. По хмур… небу. В шуточн… песенке. К ягодн… киселю. Без ядовит… грибов. В чердачн… окне. Со старш… ребятами.

31.3. В хвойн… лесу. На хлопков… полях. Из картофельн… муки. По Финск… заливу. С хлебн… квасом. От шмелин… укусов. В древн… столице.

31.4. С лягушачь… кваканьем. В барань… шерсти. От волчь… воя. За птичь… криками. Из черепашь… панциря. Со щучь… икрой. До барсучь… норок. В кошачь… когтях. Из бычь… пузыря. В рыбь… царстве.

 

32. Выпиши словосочетания по образцу. Вставь окончания.

Образец:

образец

32.1. Вкусная начинка у шоколадн…  (батончика, конфет, плитки).  Под окном пахнет душист… (цветами, фиалкой, горошком). Приятно чувствовать на лице ласков… (лучи, свет, тепло). Наша дорога шла по ровн… (полю, местности, берегам речки).

32.2. На плите сковорода с грибн… (икрой, котлетами, соусом). Мы остановились около бел… (стены, берёзок, стены). А конфеты достались младш… (гостям, брату, участнице). В прозрачн… (струях, воде, ручье) играют лучи солнца.

32.3. Слава разглядывал мохнат… (пчелу, гусениц, шмеля). Оля угостила Таню слоён… (пирогом, булочкой, рогаликами). Устал… (путнику, группе туристов, пассажирам) нужно отдохнуть. В прохладн… (зарослях, орешнике, тени) журчит ручей.

 

33. Рассмотри план действий и расскажи себе, как ты будешь выбирать правильное окончание.

План действий:

план действий

33.1. Медведь живёт в дремуч… непроходим… тайге. Ученики разглядывали древн… богатырск… броню. Мы долго любовались волшебн… зимн… красотой.

33.2. Кувшин стоял на сам… верхн… полке. Знахарь жил в дальн… заброшен… деревне. Задн… картон… стенку украсили звёздами.

33.3. Не открывай сундук без особ…, крайн… нужды. Однажды в студён… зимн… пору я из лесу вышел. Наверх положили сумку с лёгк… летн… одеждой.

33.4. Жук прогнал пуглив… син… стрекозу. Солнце садилось за далёк… осенн… кромкой леса. Игрок выбрал коротк… средн… дорожку.

 

34. Спиши. Вставь пропущенные окончания.

34.1. На цветочн… клумб… . Глаза с длинн… ресниц… . Блюдо с готов… кушань… . Смотрит с высок… башн… . На своём нов… автомобил… . Заглянул под стоящ… телег…

34.2. В такой же сереньк… курточк… . Увидел грязн… рожиц… . Был воспитанн… мальчуган… . Расселся на задн… сидень… . Ехал на треть… скорост… . Бросался мелк… камешк… .

34.3. Испекла сладк… булочк… . Писал на сер… бумаг… .  Нашёл пшеничн… зёрнышк… . Показалась огромн… долин… . Луг с пушист… одуванчик… .

34.4. Накормила гречнев… каш… . Сделано важн… научн… открыти… .  Расположился в мягк… кресл… . Вспомнил о волшебн… палочк…

34.5. Заговорил мягк… голос… . Вместе с фанерн… ящик… . Весь в дорожн… пыл… . Забрался в жёлт… машин… . Извивалась узеньк… лент… .

34.6. Брызнул холодн… компот… . Поливал из резинов… трубк… . Между двумя скрипуч… барабан… . Ехал на гусеничн… трактор… .

34.7. Дед Артём мастерит много птичь… домик…для заботлив… садовод…, огородник… и лесник…  . 

34.8. В куче всяк… разн… мусор… Митя нашёл кусок кожан… куртк…, дверцу кухонн… тумбочк… и кастрюлю без прав… ручк… .

34.9. Без всяк… боязн… Артём подошёл к стойлу бел… лошад… и достал из внутренн… карман… летн… курточк… сахар.

34.10. Витя снял с перв… наклейк… слой защитн… бумаг… и прилепил её на поверхность спортивн… сумк… .

34.11. К праздничн… блузк… Тоня приколола брошь и показалась ожидавш… подруг… . По ровн… площадк… к её дальн… сторон… бежала девочка.

34.12. Олег подошёл к младш… братишк… и погладил его по кудряв… головк… . К открыт… калитк… подошёл Павлик и протянул удивленн… женщин… руку.

 

35. Прочитай. Выпиши данные глаголы в два столбика по образцу.

Образец:

что дела...? что сдела...?
   

35.1. Моргает – заморгает, снимем – снимаю, сияешь – засияет, обливаем – обольём, ночуют – заночуешь, поступает – поступит, меняю – обменяем.

35.2. Тушим – потушили, обливает – обольём, разрежет – режем, голубеет – заголубеет, вырулишь – выруливает, залетает – залетим, махнём – махаем, толкает – затолкнём.

35.3. Покатал – катает, заденет – задел, разбухает – разбухнет, учит – выучит, построит – строим, колет – наколет, роняет – уронит, копает – выкопает.

35.4. Закатывает – закатят, схватит – хватают, разбиваешь – разобьёт, поймём – понимает,  нагрубил – грубит, прячет – спрячешь, подловим – ловит, целует – поцелует.

35.5. Прячем – спрячем, заколдовал – колдует, толкаешь – толкнут, замолкли – замолкаю, починит – чините, оденешь – одеваем, спасает – спасёт, заплетает – заплетёт.

35.6. Подсматривает – подсмотрит, качаем – накачали,  чавкает – зачавкаешь, натрём – потираем, закивал – киваю, доверим – доверяем, мурлычет – замурлыкал, пожалеешь – жалею.

Вернуться к содержанию

 

36. Поставь глаголы в начальную форму. Правильно ставь вопросы.

План действий:

план действий

36.1. Наточит, стережёт, проглотишь, враждуют, понимаю, растормошил, посадите, тренькаем.

36.2. Надевают, оттащил, пилю, потушишь, топаете, волочим, закуковала, стихает.

36.3. Отстегнёте, падает, подтолкну, откуси, хихикаешь, погасит, хнычет.

36.4. Донимаешь, радует, разбухнут, дошагает, жалеем, прочитаю, узнаю, напечёте.

36.5. Пошевелю, нападает, чирикала, завертим, проглотишь, устаёте, хрумкает, закопаете.

36.6. Зеленели, поступим, накупила, рискует, принимаете, уроню, стонет, доберёмся.

 

37. К каждому глаголу подбери начальную форму из скобок. Напиши по образцу.

Образец:

что дела...? что сдела...?
разбухает - разбухать разбухнет - разбухнуть
   

 

37.1. Похвалит, похваливает (похвалить, похваливать).
    37.2. Запекает, запечёт (запекать, запечь).
    37.3. Щёлкаете, щёлкнете (щёлкать, щелкнуть).
    37.4. Выползет, выползает (выползти, выползать).
    37.5. Хлопнешь, хлопаешь (хлопнуть, хлопать).
    37.6. Открутят, откручивают (открутить, откручивать).
    37.7. Доверим, доверяем (доверять, доверить).
    37.9. Замедлят, замедляют (замедлить, замедлять).
    37.10. Намыливает, намылит (намыливать, намылить).
    37.11. Запретим, запрещаем (запретить, запрещать).
    37.12. Ухватишь, ухватываешь (ухватывать, ухватить).
    37.13. Договаривает, договорит (договорить, договаривать).
    37.14. Выпилим, выпиливаем (выпилить, выпиливать).
    37.15. Отлавливает, отловим (отлавливать, отловить).
    37.16. Брызнет, брызгает (брызгать, брызнуть).
    37.17. Выскакивает, выскочит (выскочить, выскакивать).
    37.18. Мигаешь, мигнёшь (мигать, мигнуть).
    37.19. Обидят, обижают (обижать, обидеть).

 

38. Найди в предложениях глаголы, поставь их в начальную форму. Обращай внимание на вопросы. 

38.1. Поселились звери в теремке. Ёжик тесто месит и пироги стряпает. Мышка кашу варит. Лягушка бельё стирает. Петушок всех охраняет.

38.2. Катя читает стихи, а Манечка вынимает куклу и сажает её на колени, чтобы кукла тоже послушала. Серёжка заглядывает в комнату и уходит.

38.3. Костя всегда выходит во двор с газетой. Сначала он прочитает её. И тут же рассказывает Кате и Мане, что плохие люди ломают деревья, леса не берегут, реки засоряют.

38.4. – Давайте походим по квартирам, – сказал Костя. – Вы идите в этот подъезд. А я пойду в тот. И если вы увидите, что кто-нибудь бьёт животных, или не кормит, или ещё как-нибудь обижает, то мы тогда напишем письмо в журнал «Друг природы».

38.5. Солнце уже к лесу спускается. Муравей сидит на листке и думает, что вот сейчас солнце скроется, двери в муравейнике закроют. Дунул ветер и сорвал листок с ветки.

38.6. Мы с Мишкой две недели подряд не ходили в кино – всё деньги копили. Наконец, насобирали и купили телефон. Прибежали домой, один аппарат у меня поставили, а от него через форточку протянули провод к Мишкиному.

 

39. Найди в предложениях глаголы и распредели их по спряжениям.

1 спряжение 2 спряжение
-ем, -ешь, -ете, -ет, -ут/-ют -им, -ишь, -ите, -ит, -ат/-ят
   

39.1. Все смотрят вдаль и ищут глазами лисицу. Берег золотится на солнце, и камыши наклоняются к воде, качаются и шелестят. Кирюшка ныряет в воду, колотит руками, и на берег плещут настоящие волны. Егорка залезает на ветку дерева, победно кричит и летит в воду. Вода взлетает фонтаном.

39.2. Егорушка просыпается и бежит к окну. Солнце только всходит, но по двору уже бродят полусонные люди. Дымов разговаривает с бригадиром, двое тащат толстую колоду, кто-то готовит лопаты и грабли.

Вернуться к содержанию

 

40. Рассмотри планы действий. Расскажи, как ты будешь определять безударные гласные в окончаниях глагола.

План действий:

1) читаю: ты обнима...шь берёзу, он полож...т в карман;
    2) ставлю глагол в начальную форму, чтобы определить последний гласный: (что делать?) обнимАть; (что сделать?) положИть;
    3) делаю вывод: обнимать - 1 спр.; положить - 2 спр.;
    4) вспоминаю окончания: 1 спр.: -ем, -ешь, -ет, -ете, -ут/-ют;
                                         2 спр.: -им, -ишь, -ит, -ите, -ат/-ят;
    5) пишу: ты обнимаешь берёзу, он положит в карман.

40.1. Ты ищ…шь собаку. Мы посад…м цветы. Он топч…т грядки. Они обува…т туфли. Ты помн…шь песню. Они пил…т дрова.

40.2. Вы леп…те зверей. Мы лиж…м эскимо. Ты вскоч…шь на стул. Они глота…т таблетки. Ты болта…шь чепуху. Он воз…т грузы.

40.3. Они покаж…т кино. Ты разбуд…шь соседей. Ты груз…шь арбузы. Она полива…т цветы. Вы собира…те марки. Мы брод…м по лесу. 

40.4. Они плат…т деньги. Ты наточ…шь ножик. Вы реша…те задачу. Она не куса…т. Вы растрепл…те волосы. Мы друж…м с ветром.

40.5. Они подним…т камни. Вы запреща…те бегать. Мы круж…мся в зале. Ты поступ…шь в школу. Она кача…т головой. Они стира…т платки.

40.6. Мы весело хлопоч…м. Ты медленно разува…шься. Они налов…т рыбы. Ты мороч…шь мне голову. Он тащ…т мешок. Вы болта…те попусту.

40.7. Она запорош…т дорогу. Ты облада…шь силой. Вы утон…те в болоте. Они слета…тся к утру. Они ман…т на речку. Мы бел…м стены.

40.8. Мы жале...м о потере. Она швыря…т сумку. Ты часто хвора…шь. Они потуш…т свет. Ты замес…шь тесто.

40.9. Вы добира…тесь до деревни. Он колот…т в стенку. Они поступ…т хорошо. Мы служ…м на границе. Ты вдева…шь нитку. Они не там ищ…т.

40.10. Она облада…т талантом. Они не урон…т ящик. Ты зря хвал…шься. Мы ночу…м в степи. Он мака…т руки. Вы тороп…те друзей. 

40.11. Вы наступ…те на котёнка. Вы быстро скач…те. Ты напрасно мусор…шь. Они лов…т мух. Она задева…т за нитку. Мы риску…м упасть.

40.12. Мы попрос…м воды. Вы далеко заплыва…те. Оно застрева…т в дверях.  Мы вяж…м сети. Он полож…т молоток.  Они круж…тся в воздухе.

 

Вернуться в раздел

 

Обратная связь

Copyright © 2013. Галина Мисаренко.
Все права защищены. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.