шапка

Меню

Главная

Копилка теоретических знаний

Статьи

Технология обучения русскому языку

Книги

Обучаем детей по ФГОС НОО

Дидактические материалы

Конспекты и фрагменты уроков

Работа над предложением

 

Обратная связь

Сравнение слов

 

В обучении русскому языку метод сравнения особенно важен для сопоставления смысловой информации и формально-логических характеристик грамматических категорий. Сравнивать необходимо всё: звуки сопоставляются между собой по звучанию и артикуляции, буквы – по графическому рисунку, звук и буква – по существу понятий, слова – по всему комплексу отличительных признаков, морфемы – по словообразовательной роли и положению по отношению к корню, орфограммы – по виду и расположению в морфемах, способы проверки орфограмм – по алгоритму действий и т. д. Так, например, слова сравниваются по следующей схеме:

I. Внешняя сторона.
      а) количество букв, звуков, букв и звуков,
      б) наличие или отсутствие общей части (корня),
      в) состав слов (есть или нет приставки, суффиксы, окончания, они одинаковые или разные),
      г) позиция ударения (на одну и ту же морфему падает или на разные).

II. Грамматическая сторона.
Слова сравниваются как части речи:
      а) на какой вопрос отвечают,
      б) какой частью речи являются,
      в) в какой грамматической форме стоят: в каком числе, падеже, времени стоят, какое имеют склонение, спряжение, род, вид, лицо и т.д.

III. Внутренняя сторона.
      Сравниваются собственное значение и значение по корню.

Рассмотрим пример сравнения двух слов, произведённого совместно учениками второго класса в ходе общего фронтального обсуждения. В примере сохранён стиль высказывания учеников.

I. Эти слова отличаются количеством букв: Светлана - 8 букв,   оно  длиннее, а светит - 6 букв, оно короче. Они похожи тем, что у них одинаковый корень свет. Они отличаются тем, что одно написано с большой буквы, это имя собственное.

II. Слова не похожи тем, что у них разные вопросы: Светлана – кто? это имя существительное; светит – что делает? это глагол. По числу они похожи, они единственного числа. Светлана – это слово женского рода, а светит – (пробует определить: он светит, она светит) я не знаю, наверно, никакого рода, в общем, они по роду не похожи.

III. Светлана – это имя женщины, а светит – это лампа, например, светит; это разные слова по смыслу. Но эти слова  про свет, они "светлые", этим они похожи.

Сопоставляя слова, не обязательно делать это по всем позициям, известным ученикам на момент сравнения, как это показано в примере. Учитель может указывать только на конкретные позиции, которые необходимы в данной рабочей ситуации, например: "Сравните слова по внешнему виду и по смыслу"; "Сравните слова по роду и окончаниям" и т. п. Однако время от времени нужно проводить и полное сравнение. Обычно оно осуществляется фронтально или в группах. Учитель подсказывает ученикам порядок разбора, поскольку они его наизусть не учат. В связи с тем, что он указывает позицию сравнения согласно схеме, ученики называют попеременно то сходство, то различие. Не следует стремиться к тому, чтобы сначала они называли только сходства, а потом только различия.

Пример сравнения на уроке см. здесь, в описании метода сравнения.

 

Вернуться к содержанию

 

Обратная связь

Copyright © 2013. Галина Мисаренко.
Все права защищены. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.