шапка

Меню

Главная

Копилка теоретических знаний

Статьи

Технология обучения русскому языку

Книги

Обучаем детей по ФГОС НОО

Дидактические материалы

Конспекты и фрагменты уроков

Работа над предложением

 

Обратная связь

Списывание

 

Все учителя сталкиваются с тем, что при списывании ученики делают очень много ошибок. Казалось бы, вот перед тобой написанные слова, посмотри на них и напиши так же. Однако, мы имеем то, что имеем.

Постараемся понять причину. Для этого рассмотрим механизмы списывания. Ребёнок читает слово или предложение, понимает его смысл. У ребёнка создаётся образ, и когда он начинает писать, то передаёт прежде всего информацию прочитанного. Это можно изобразить формулой "код А ⇒ образ ⇒ код Б".

При этом форма слов уходит на второй план. И если взрослый укажет на допущенную ошибку: "Прочитай вот это слово (например, дерво, палто). Посмотри, что ты написал?" — ребёнок старательно повторит слова правильно (дерево, пальто) и не заметит своей ошибки, потому что снова будет передавать смысл написанных слов. Младшие школьники ещё недалеко ушли от дошкольного типа речемыслительной деятельности, механизмы письменной речи только-только формируются.

Вместе с тем, во всех памятках для списывания, которые даны в учебниках, первым действием указано: прочитай, чтобы понять смысл. То есть возможность сделать ошибки при списывании уже заложена в плане действий с самого начала.

Попробуем технологизировать процесс списывания, разложив его на те операции, которые свойственны не речи, а письму. Будем исходить из цели, которая стоит перед этим действием. Что такое "списать"? Это значит скопировать, изобразить в тетради слова из книги или с карточки буковка в буковку, значок в значок по формуле "код А ⇒ код Б", минуя образ.

Ниже представлен пошаговый план действий, характерный для периода обучения списыванию в 1 классе (естественно, на отдельных словах, словосочетаниях и очень коротких предложениях). На отработку этих операций не надо жалеть времени, если Вы хотите качественно обучать школьников. По мере овладения ими, операции будут объединяться, а весь план сворачиваться и уходить в область навыка. Но этот процесс учитель уже не контролирует, ибо он очень индивидуален.

I. Мотивационный блок.

Здесь предполагается осмысление задания и постановка целей. Цели в идеологии ФГОС ставятся перед учеником и перед учителем.

Цели ученика:
    ◊ точно скопировать письменными буквами предложение; (А зачем это надо? А затем, чтобы)
    ◊ запоминать, как пишутся слова и ставятся знаки пунктуации.

Цели учителя ставятся перед каждым конкретным моментом работы в зависимости от необходимости. Например, они могут быть такими:
    ◊ формировать умения планировать свою работу;
    ◊ отрабатывать отдельные операции письма.

II. Операционный блок.

II.1. Рассматриваем предложение для того, чтобы увидеть все графические особенности — большие буквы, знаки препинания, знаки в конце предложения.

Поскольку дети будут копировать, для упражнений в списывании целесообразно выбирать предложения с достаточно сложными по структуре и орфографии слова, насыщенные знаками препинания даже не характерными для начальной школы — тире, кавычками, двоеточиями. Полезно списывать предложения с прямой речью. Пусть в целях пропедевтики знакомятся с графическим оформлением предложения.

Узкая лодка, на которую мы сели, была очень лёгкая.
    Тут только Натка разглядела, что у обрыва притаился маленький, точно игрушечный, домик, затенённый кипарисами.
    «Ладно уж, я поверю тебе, – прошептала Оля, – но в последний раз!»

II.2. Деление предложения на части для списывания (в первом классе это делает учитель, позднее инициатива переходит к детям).

Обратите внимание — деление для списывания! Отсюда и специфика: смысловые связи роли не играют. Ориентация идёт на сложность слов и знаки. Если слова простые по написанию и хорошо знакомы детям, их можно объединить в группу. Если слово трудное, длинное или не совсем знакомое, то его следует либо объединить с простеньким и знакомым, либо выделить в отдельную группу. Знаки препинания лучше помещать внутрь группы, чтобы они не потерялись. Например:

Тут только Натка разглядела, что у обрыва притаился маленький, точно игрушечный, домик, затенённый кипарисами.

II.3. Послоговое орфографическое чтение первой части с просматриванием и чётким проговариванием каждой буквы.

Орфографическое чтение (так, как написано, а не так, как произносим в речи) — очень важное умение. Если Вы хотите, чтобы орфографическая грамотность Ваших учеников заметно выросла, приучите их на уроках русского языка читать рабочий материал именно орфографически, внятно артикулируя.

II.4. Повторение прочитанной части предложения "для себя" с концентрацией внимания на артикулировании.

Проговаривание "для себя" — это специфический способ проговаривания, когда внимание концентрируется на артикулировании и внутреннем слушании слушании себя. Предложите детям закрыть глаза, а на первых порах и уши, и повторить прочитанное также орфографически. В этот момент происходит запоминание.

II.5. Запись части по памяти с таким же чётким орфографическим проговариванием.

Здесь важно научить детей синхронно проговаривать и писать, чтобы отставание или забегание того или другого не провоцировали ошибки.

Так работаем с каждой частью до конца предложения.

III. Контрольный блок.

Проверку можно осуществлять либо после записи каждой части, либо в конце работы.

Техника проверки:
    Ω орфографии: ученик орфографически читает каждую часть в образце и в записи;
    Ω пунктуации: ученик читает образец орфоэпически с выражением, делая на знаках препинания паузы, после чего так же прочитывает свою запись.

 

Вернуться к содержанию

 

Обратная связь

Copyright © 2013. Галина Мисаренко.
Все права защищены. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.