шапка

Меню

Главная

Копилка теоретических знаний

Статьи

Технология обучения русскому языку

Книги

Обучаем детей по ФГОС НОО

Дидактические материалы

Конспекты и фрагменты уроков

Работа над предложением

 

Обратная связь

Безударные гласные в корне

 

обложка безударных в корнеДанное пособие разработано на основании анализа трудностей младших школьников в понимании однокоренных слов и ошибок правописания и нацелено на устранение не столько собственно ошибок, сколько их глубинных причин.

Ошибки многих учеников в поиске корня слова часто бывают обусловлены особенностями восприятия и понимания детьми самогo определения этого понятия. Оно состоит из двух признаков: во-первых, корень – это общая (одинаковая) часть группы слов, во-вторых, эти слова должны быть родственными (близкими по смыслу). Дети с их пока ещё незрелым мышлением часто опираются лишь на один признак – либо на похожесть части слова, либо на смысл. Поэтому при выделении корня одни дети объединяют слова желать, пожелтеть; верба, верблюд и т. п. А другие считают родственными слова зима, перезимовать, замёрзнуть и т. п. Играет свою роль и не слишком обширный словарный запас детей, который не позволяет быстро и правильно составить гнездо родственных по корню слов.

А в основе ошибок правописания корня, как правило, лежит неумение видеть орфограмму, выполнять нужные действия проверки, а также слабо развитые ассоциативные связи между словами. 

Следовательно, выделяются три задачи коррекционной работы:

кнопка помочь детям осмыслить сначала один признак корня (его смысловую сторону), затем – другой (буквенную схожесть), после чего соединить их в сознании учеников и научить детей при решении учебных задач направлять внимание то на один, то на другой параметр;
    кнопка расширить и активизировать словарный запас;
    кнопка уточнить и автоматизировать необходимые операционные действия.

Для решения первой и третьей задач упражнения в пособии выстроены в определённом технологическом порядке, который отражает пошаговое осмысление каждой операции с одновременным уточнением основных понятий корень, проверочное слово, ударный/безударный гласный и наблюдением буквенного состава корня. Очень важно в работе не нарушать их последовательности.

При решении второй задачи акцент сделан не на самостоятельный подбор родственных слов, а на работу с готовыми наборами, поскольку здесь более важно обогащать и уточнять словарный запас, чем его активизировать.

Технологический план и содержание работы

№ упр. задачи упражнений
1–5 активизируют языковое чутьё, вводят ребёнка в смысловую глубину слова
6–11 переключают внимание со смысла слова на буквенный состав корня, учат видеть его границы
12–15 учат отличать однокоренные слова от синонимов
16–24 помогают осмыслить чередование согласных и беглость гласных в корне
25–31 учат распределять внимание между смысловым значением корня и его буквенным составом
32–36 помогают осмыслить способы образования сложных слов и видеть в них исходные корни
37–39 являются контрольными, показывают, насколько ученик усвоил тему "корень слова"
40–42 служат для уточнения понятия ударение и его смыслоразличительной роли. Они учат ребёнка произвольно переносить ударение с одного гласного звука на другой. Это умение необходимо ещё и для устранения трудностей чтения. Очень часто, читая слово, ребёнок ставит в нём неправильное ударение (например, вместо лáсточка он читает ластóчка) и из-за этого никак не может узнать слово, понять его смысл. Трудность заключается в том, что он не знает, как быть в этой ситуации, не подозревает о том, что ударение можно и нужно переносить, да и не умеет это делать
43–44 формируют умение слышать безударные гласные [а], [и] в слове и реагировать на них как на "опасные" места
45–48 уточняют понятие проверочное слово
49 помогает осмыслить последовательность действий по выбору буквы гласного звука в корне

 

 

1. Как ты думаешь, какой из этих предметов наши предки называли ВЕТРИЛО.

ветрило

2. Одно из слов вопроса может подсказать тебе ответ. Найди его и подчеркни.

2-1. Чем пугает врагов жук-рогач? Где живут ласточки-береговушки?  Что умеет делать белка-летяга? Чем питаются личинки бабочки-крапивницы и бабочки-капустницы?

2-2. Какого цвета гриб-зеленушка? Когда поет птица-зарянка? Сколько щупалец у осьминога? Почему зверька назвали утконосом?

2-3. С каким деревом дружит гриб-подберезовик? Чем питаются птицееды и муравьеды? Как передвигается полоз? На что похожа голова у рыбы-молота?

2-4. Чем питаются птичка-мухоловка и клёст-рябинник? Как делает своё гнёздышко гусеница-листовёртка? Чем  отличается курица-пеструшка от курицы-белянки?

2-5. Что делает землеройка? Приносит ли ветер-суховей тучи и дожди?  Чем опасно растение болиголов? О чём ведает (знает) медведь?

2-6. Что делает со своей пищей енот-полоскун, прежде чем съесть ее? Как поет кукушка? Когда появляется на свет птица зимородок? От кого охраняет овчарка-волкодав?

2-7. Каким становится тетерев-глухарь, когда поёт? Почему растение назвали шиповником? Чем питается жук-короед? Как передвигается жук-плавунец? Куда лучше посадить вьюн – на клумбу или у изгороди?

3. Попытайся догадаться, из какого слова «выросли» данные слова. Если будет трудно, тебе помогут слова в скобках.

3-1. Осветить          (рассвет, светлячок, Светлана)
    3-2. Садовый          (рассада, садовод, посадили)
    3-3. Скаковая          (на скаку, скакун, поскакали)
    3-4. Известный       (известить, вестник,  известие)
    3-5. Поговорить     (разговор, говорливый, выговор)
    3-6. Каменный        (окаменеть, каменистый, каменщик)

4. Внимательно рассмотри слова. Вдумайся в их смысл. Как ты думаешь, можно ли в каждом слове увидеть корень, из которого оно "выросло"?

4-1. Грушевый, блинный, разгрузить, дождичек, слоновник, крабовые.
    4-2. Стеклянный, трусоватый, ударить, муравейник, луковая.
    4-3. Крикнуть, извозчик, вредный, кукурузные, догонять, кругом.
    4-4. Плодовый, лесник, дворовая, зубастый, светильник, разговорчивый.
    4-5. Чайник, врунишка, глазной, перелет, зеленеют, мышиная.
    4-6. Сиреневый, беззаботно, подковёрный, вечерний, застольный, грибница.
    4-7. Багажник, вокзальный, дождевик, насорить, компотница, холодно.

5. Прочитай образец. Попытайся понять, почему в корнях выделенных слов разные буквы гласного звука.

Образец:
Аня померила новое платье Судья помирил спорщиков.
примерка, обмеривать, мера мировой, мир, мирный

Определи по смыслу, какую букву гласного звука нужно вставить вместо точек. Для проверки  подбери однокоренные слова.

..е..  или ..и..  ?

5-1. Бабочки пос…дели минутку на ромашке и упорхнули. Бабушкины волосы пос…дели.

5-3. Зап…вать песню будет Оля. Это лекарство нужно зап…вать тёплым молоком.

    5-4. Ласточка св…ла гнездо под крышей избы.  Аня осторожно св…ла бабушку по ступенькам вниз.

5-5. Мальчишкам велели сл…зать с забора. Кот подбирался к сметане, чтобы сл…зать её.

5-6. Далеко в л…су слышался голос кукушки. Собаки загнали л…су в нору.

5-7. Ещё один гр…бок, и лодка причалила к берегу. Под листком прятался ещё один маленький гр…бок.

..а..  или ..о..  ?

Если тебе трудно будет подобрать однокоренные слова, используй слова для справок.

5-8. Света отправилась пол…скать бельё. Тане очень захотелось пол…скать котят.

5-9. Щенок потихоньку отв…рил дверь и сбежал. На ужин Слава отв…рил пельмени.

5- 10. Котя-котинька-к…ток, котя, серенький хвосток. Вечером возьми коньки и приходи на к…ток.

Слова для справок: ласковый, затворить, приласкать, полоскание, ласка, кататься, выполоскать, затворник, полощет, раскатанный, притворить.

Вернуться к содержанию

6. Прочитай слова парами. Скажи, все ли они однокоренные? Выпиши  группы однокоренных  родственных слов и обозначь в них корень.

Овца — ягнята. Тигр — тигрята. Коза — козлята. Лошадь — жеребята. Ворона — воронята. Курица — цыплята. Свинья — поросята. Ласточка — птенцы. Кот — котята. Слон — слонята. Корова — телята. Аист — аистята. Лиса — лисята. Собака — щенки.

7. Раздели данные слова на две группы. Расскажи по плану, как ты будешь это делать.

План действий:

1) прочитаю: Времянка, резной, вовремя, вырезать, порезать, время, повременить, резчик, резак;
    2) разделю на две группы по смыслу: времянка, вовремя, время, повременить — резной, вырезать, резчик, резак;
    3) проверю: группа однокоренных с корнем...;
    4) сделаю вывод: это группа однокоренных слов.

7-1. Набег, повар, отвар, варенье, бегун, забег, наваристый, убегать.
    7-2. Ласковый, пожар, жаровой, поласкать, жара, пожарник, ласка, обласканный.
    7-3. Поясной, стена, подпоясаться, застенок, пояс, опоясаться, настенный.
    7-4. Подряд, светильник, светлячок, рядовой, свет, ряды, разряды, засветло.
    7-5. Заработок, высушить, работа, сушка, сушеный, выработка, сушь, работает.
    7-6. Афишка, афишный, бизон, бизоновый, афиша, бизоний.

8. Внимательно рассмотри план действий. Расскажи кому-нибудь или себе, как ты будешь выполнять это упражнение.

План действий:

1) прочитаю: Валит снег, вялый листок, завяла трава, книжный развал, цветок увял, огромный валун, вяленый лещ, валяться в пыли, образовался завал, вялить рыбу;
    2) разделю на две группы по смыслу: валит снег, книжный развал,  огромный валун, валяться в пыли, образовался завал —вялый листок, завяла трава, цветок увял, вяленый лещ, вялить рыбу;
    3) проверю: развал корень...;
    4) сделаю вывод: это две группы однокоренных слов;
    5) напишу:                 валит корень 2

.8-1. Лесной орех, лисьи повадки, пожилой лесник, пойманная лисица, дальний лесок, редкий перелесок, рассерженные лисы, лесничий дядя Гоша.

8-2. Мера длины, мировая известность, измерять величину, мирно спать, производить замеры дома, примерка платья, примирить двух врагов, мирная жизнь, обмерить талию.

8-3. Отнес книгу, носовой платок, унесла петуха, отнести в школу, носатый пеликан, нанесли грязи, носик чайника, принесенные ветром, очки на переносице.

8-4. Радоваться солнцу, родить ребёнка, рады гостям, обрадоваться снегу, родовое имение, радостные встречи, тяжёлые роды, любимая родина, радость встречи.

8-5. Смотреть печально, горькая печаль, гербовая печать, грустить и печалиться, печатать на компьютере, опечатанная дверь, печальная песня.

8-6. Сидеть на троне, разговаривать сидя, богатое седло, расседлать лошадь, сидячая работа, седельных дел мастер, небольшое сёдлышко, вечерние посиделки.

8-7. Первый звонок, опередить соперника, увидеть впервые, бежать впереди всех, идти вперед, я у мамы первенец, передние ряды, первенство мира по боксу.

8-8. Медовое питьё, золотая медаль, медвяный запах, искусный медальер, липовый медок, медальная лента, памятная медалька.

9. Раздели данные слова на две группы. Выдели корень. Подчеркни глаголы.

9-1. Летает, ледяной, летчик, летный, ледышка, полет, лед, подледный, обледенелый. 

9-2. Чернота, чертеж, начертить, чернила, чертежник, черный, чернявый, зачернить, начертано, причертить.

9-3. Кость, гостья, костяной, угостить, костяшка, гостевой, костный, загоститься, гость.

9-4. Долина, дом, домашний, раздольный, надомный, подол, домище, дол, домовой.

9-5. Холопская, холода, холодильник, холоп, холодок, холодец, холопка, похолодало.

9-6. Ослеплен, следовать, следом, слепящий, следить, следы, слепо, ослепнуть, слепец. 

10. Внимательно рассмотри данные слова и попытайся определить, из одного или из двух разных корней они "выросли". Выбери по смыслу  корень и вставь вместо точек.

10-1.  Болеть, болтать, заболел, болтун.

Игорь Михайлович работает в …нице. Люба – ужасная …ушка, она может вы…ать все секреты.  Бабушка тяжело ……на. Врач делал записи в истории  …езни.

10-2. Настольная, застолбить, столбняк, застолье.

……ешница была сделана из мрамора. Москва – …ица России. По …..овой дороге мчится тройка. Веня о…енел от неожиданности. На ……е стоял красивый ……овый сервиз.

10-3. Ворчун, ворюга ворчливый, воровство.

Котяра ……овато оглянулся вокруг. Сороки любят ……овать блестящие предметы. Из-за двери послышалось глухое ……ание. Внутри машины что-то за……ало. Мышонок-……ишка шмыгнул в норку.

10-4. Гористая, нагорный, горло, горластый.

Уральские …ы очень красивы. По склонам прыгали …ные козы. Парень …анил какую-то песню. Раздалось унылое ……овое пение. У бутылки было слишком узкое ……ышко.

10-5. Курсировать, курятник, куриный, курс.

Автобус ……ирует между вокзалами. Среди всех пирогов выделялся большой ……ник. По экрану бегал чёрненький …...ор. Пёстрая ……ица важно закудахтала. Молодые ……очки бродили по двору.

10-6. Старики, стартовать, старичок, стартовая.

Судья поднял ……овый пистолет. Иван гостил у своих пре……елых родителей. Прокатился гром ……ующей ракеты. В музее хранились предметы ……ины. Бегуна охватило пред……овое волнение.

11. Прочитай столбики парами. Скажи, в каких столбиках надо искать однокоренные слова?
      Найди однокоренные слова, подчеркни их и обозначь корень.
      Выбери для работы одну пару столбиков и составь словосочетания. Напиши их.

весло клоун быстро запад горит спелый
весенний танцуют богатые запасной горизонт фонарь
весёлый дети нужно запах горелый туманный
весело пришёл выход запасы горло костёр
весовщик день далёкий запасаться горох пирожок
веселятся длинное приятный запалить горящий болит

Вернуться к содержанию

12. Прочитай слова. Скажи, пожалуйста, близки ли они по смыслу? А являются ли они однокоренными?

12-1. Название, имя, кличка, прозвище, наименование.
    12-2. Неуклюжий, неловкий, неповоротливый, нескладный, угловатый.
    12-3. Вежливый, учтивый, любезный, деликатный, обходительный.
    12-4. Маленький, небольшой, крошечный, крохотный.
    12-5. Горластый, крикливый, орущий, кричащий, шумный.
    12-6. Счастье, радость, восторг, ликованье, торжество.

13. Как ты думаешь, почему слова каждой группы разделены на два столбика? В словах какого столбика легко выделить корень?

13-1 безграничный низкий 13-2 единое выгода
  необозримый низина   объединить толк
  бесконечный низенький   единство прок
  необъятный понизить   единение польза
  бескрайний низковатый   разъединение корысть
  безбрежный снизиться   единожды навар
 
13-3 неправильный улов 13-4 ездить простой
  неверный ловить   поезд рядовой
  ошибочный выловленные   поездка заурядный
  ложный ловля   выезд обыкновенный
  неточный ловец   приезд обыденный
        въезд обычный
13-5 ясно оскорбительный      
  объяснить обидный 13-6 зажимать странник
  уяснил колкий   отжим путник
  пояснил резкий   пожимаю турист
  разъяснить грубый   выжимки путешественник

14. Внимательно прочитай столбики слов. Подумай, нужно ли убрать какие-то слова из каждого столбика?

поступь звонкий смотр лобовой решать ясность
идти звонит смотреть лобный решение объяснил
ступать звук видеть лобзик решето разъяснил
ступня звонок осмотреть лоб решить втолковал

15. Вставь в слова корни, которые даны слева. Попытайся понять, почему слева написаны два похожих корня, а не один.

–мал– 
–мал–
Радостный ...ыш, ...евать на стене, раз...ёванный клоун, он ещё ...явка, ...ютка в колыбели, ...юет на листе бумаги
–бел–
–бел–
Крутой ...ок, ...ить стены, проворная ...ка, ...ое платье, сияющая ...изна, ...ила в банке.
–шип–
–шип–
За...ел в кустах, колючие ...ы, созревший ...овник, ...учий напиток,спортивные ...овки, тихое ...ение.
–гор–
–гор–
...юет у окошка, ...ный воздух, отдохнуть на при...ке, Алёнушка при...юнилась, ...юшко неизбывное, работает ...няком.
–жал–
–жал–
По...ели бабушку, у...ила в плечо, ...кий котёнок, осиное ...ьце, у...енный пчелой.
–голуб–
–голуб–
...енькая панамка; воркует ...ка; здравствуй, ...чик; ...еет высокое небо; ...оватое свечение; прилетел ...ок.
–год–
–год–
Большая вы...а, ...овщина свадьбы, ...ится для игры, вот уж у...ил, ...овалый ребёнок, при...ный для жилья.
–реч–
–реч–
Развитие ...и, за...ная деревушка, ...ные просторы, ...истый человек, ...енька журчит.
–нос–
–нос–
Любопытные ...ы, за...ит снегом, при...им из магазина, ...овые платки, вы...ная лампа, ...атый пеликан.

Вернуться к содержанию

16. Попытайся объяснить, почему защитная рубаха русского воина называлась кольчугой?

кольчуга

17. Вставь по смыслу пропущенные слова. Попытайся объяснить себе, почему надо вставить именно эти слова.
    Спиши. Найди однокоренные слова и подчеркни их.

В синичниках живут ...... .  .В галочниках живут  .......  . В крольчатниках живут ......  . Все ясно и просто.
    А я знал скворечник, из которого то шишка выглянет, то березовый листик. Оказалось, что там поселились мыши.
    Так скворечник превратился в ......    .
По Н.Сладкову.

18. Сравни пары слов.  Что ты можешь сказать о их корнях? Расскажи, как второе слово образовалось от первого?
    Подумай, почему слова написаны в два столбика?

бык — бычий висок — височный
казак — казачий мешок — мешочный

Образуй от данных слов имена прилагательные сначала, как в первом столбике: схема 5, потом — как во втором схема 8.
    Выбери правильный вариант. Подумай, в какой столбик его надо написать.

18-1. Кролик, мужик, пиджак, цветок.
    18-2. Праздник, волк, пустяк, урок, сурок.
    18-3. Фартук, хомяк, кулак, замок, паук.
    18-4. Чердак, чеснок, месяц, рыбак, чулок.
    18-5. Язык, заяц, рак, пряник, восток.
    18-6. Песок, барсук, человек, табак, смак. 

19. Рассмотри образец. Попытайся догадаться, что нужно вставлять вместо точек.

чередование в корне

19-1. Снег – …ная баба. Пирог – …ная начинка. Бумага – …ный пакет.  Жемчуг – …ное кольцо.

19-2. Круг – о…ные  поля. Супруг – …еская пара. Бульдог – …ий нос. Овраг – …ный склон.

19-3. Вьюга –  …ная погода. Радуга – …ный  свет. Рычаг – …ный механизм. Юг – …ный ветер.

19-4. Носорог – …ий след.    Влага – …ный песок. Сапог – …ная щётка. Книга – …ная полка.

19-5. Тревога – …ный сигнал. Нога – …ные ванны. Предлог – …ный падеж.         Слуга – …ивый человек.

20. Рассмотри образец и расскажи, как образовались вторые слова каждой пары.
Постарайся понять, почему в словах верхней строчки пишется ОК , а второй ЕК.

Образец:
стих — стишóк, ремень — ремешóк;
баран — барáшек, камень — кáмешек.

Образуй слова, напиши их по образцу.

1. горох — ... 2. орех — ...
  камень — ...   монах — ...
  запах — ...   верх — ...
  лопух — ...   пастух — ...
  олень — ...   карман — ...
  пух — ...   гребень — ...

21. Вместо точек вставь данные слова-корни. Напиши получившиеся слова.

  прилагательное глагол
петух — ......иный рас......ился
утюг — от......енный за......ить
смех — ......ной рас......ить
век — ......ная ......овать
итог — ......овая под.......ить
звук — ......ащая о......ить
круг — о.......ённая за.......ить
знак — ......имая обо......ить
рука — ......ные при......ить

22. Если все написанные в столбик слова однокоренные, то выдели в них корень.

глухой запрет продукт молодость снега бегун
глухо запретить продуктовый молодые снежная бежит
глушитель запрещать продукция моложавая снеговик беглец
глухота запрещение продуктивно молодеет снежинка беженцы
заглушка запретный продуктивный моложе снеговые беговой

23. Вместо точек вставь один из данных корней. Выпиши столбиками однокоренные слова. Подбери к ним ещё однокоренные слова и обозначь корень.

23-1. -звук-/-звуч-            -бег-/-беж-

В доме …ала музыка. Девочка …ала в парке. Можно послать другу …овое письмо. Про…ал резкий сигнал. Спортсмены вышли на …овую дорожку. Лучик легко про…ал по стене.

23-2. –воздух-/-воздуш-      -прост-/-прощ-

Ракета летит в без…ном космосе. Витя попросил у мамы …ения. Маленькую шалость можно …ить. Рабочие чинили …овод. Гости по…ались и ушли. Ребята делали  …ного змея.

23-3. –синиц-/-синич-     -двиг-/-движ-

Маленькая …ка нахохлилась. По дороге …ались грузовики. …ение по мосту было закрыто. Ворона подлетела к ...ьему домику. …атель машины заглох. Это тетрадь Игоря ….ына.

23-4. -груз-/-груж-     -вес-/-веш-

Мама раз……ила бельё на верёвке. Садовник вёз ……ёную тележку. В вагон ……или тюки и коробки. Ребята раз……ивали на ёлке шары. Люстру под……сили к потолку.

23-5. -помощ-/помоч-/-помог-

Зимой ребята ……ают птицам. На палубу вышел ……ник капитана. Олег решил ……ь Серёже. Капли ……ли вылечить насморк.

23-6. -горох-/-горош-  -птиц-/-птич-

Над полем кружилась ……ья стая. В стручке сидели ……ины. Мама сварила ……овый суп. Бианки писал рассказы о лесных ……ах. Прокралась лиса в ……ник.

23-7. -печ-/-пек-    -смех-/-смеш- 

Серёжа – внук старого ……ника. К ужину мама ис……ла блины. Егорыч на……ливо поглядел на Ванятку. Дед у……нулся и достал книгу. Вечером пили чай с ……еньем.

23-8. -улиц-/-улич-/-улоч-/-улок-

Грузовик свернул в узкий пере…… . По ……е шли нарядные люди. В окна влетал ……ный шум. Лида жила на тихой ……ке возле парка.

23-9. -отец-/-отц-/-отеч-/-отч-

Олег обратился за помощью к ……у. Россия – наше ……ество. Назови своё …чество. Вернулся с работы … .

23-10. –верт-/-верч-       -верх/верш-

……ушку ёлки украшала звезда. Я на……у провод на катушку. ……ина дерева скрипела и качалась. Вовка вконец из……елся. Электрик вынул от……ку. Ваня сидел ……ом на стуле.

24. Найди в каждой группе однокоренные слова и выпиши их в столбик. Попытайся выделить корень.

24.1. Читать книгу, хороший чтец, внеклассное чтение, прочитай написанное.
    24.2. Зажечь свет, поджёг дрова, выжигание по дереву, жгу костёр, чувствую жжение.
    24.3. Придти на зов, называть по имени, воинское звание, знакомые позывные.
    24.4. Конец фильма, конечный результат, концовка песни,  фильм закончился, заканчивать работу.
    24.5. Ждать поезда, ожидать на остановке, неожиданный подарок, обождать в коридоре.
    24.6. Горячий песок, песочное тесто, горка песка, песчаный берег.
    24.7. Кожаный ремень, узкий ремешок, закрепил ремнём, ремённая пряжка.
    24.8. Ощутимая польза, полезное занятие, умелый пользователь, бесполезная вещь.
    24.9. Загнать в угол, бросился догонять, изгнать из города, погонщик верблюдов.
    24.10. Гордый орёл, накормить орла, орлиный взгляд, смелый орлёнок.
    24.11. Посылать за врачом, принёс посыльный, послать письмо, шлю привет.
    24.12. Подобрать книги, заберу завтра, выбираю карточки, убрать игрушки.

Вернуться к содержанию

25. Выдели из данных в левом столбике слов корень и вставь его вместо точек.

  какой? какая? какое? какие? что делать?
вдаль ...ний, ....лёкое, от...ённая у...яться, от...иться
интерес ...ный, ...ующиеся ...оваться, за...овать
бегун ...овая, ...ущее ...ать, за...ать
заход ...одовая, пере...ные, при...ящая у...ить,
передок ...овые, ...нее о...ить
звонарь за...ивший, ...кие раз...иться, ...ить
подарок за...ивший, ...ёная, по...ренные пере...ить,

26. Прочитай столбики слов и попытайся выделить корень.

верёвочка натаскать прогреметь мастерица обезболить наручник
газеточка нахлопать пролететь сестрица обездвижить напильник
красочка натоптать просидеть горчица обезлесить наконечник
поляночка нащёлкать прозвенеть львица обезличить наматрасник
минуточка нащупать прохрипеть теплица обезоружить наплечник
трубочка напутать прокипеть водица обездолить налобник
корзиночка наползать проболеть лисица обезглавить наголовник
горочка нападать пропотеть косица обезвредить наличник
тропочка нависать провисеть криница обезоружить намордник

27. Вставь вместо точек данные слева корни. Напиши слова, которые у тебя получатся, выдели корень

27-1 брос-, гул-, вил-, кид-, стрел-, мах-, трещ-, скуч-, крич-, стращ- ...ала/...яла
27-2 -куп-, -мет-, -вёрт-, -маш-, -лив-, -дум-, -коп-, -кол-, -гад-, -вяз- за...ка
27-3 -глин-, вод-, лед-, масл-, багр-, серебр-, овс-, земл-, берест-, трав- …яный/ой
27-4 мест-, кост-, ярост-, груст-, лест-, чест-, крест-, радост- …ная
27-5 -кат-, -квас-, -леч-, -кур-, -муч-, -пар-, -черт-, -дразн-, -вар- до…и лся
27-6 царап-, баран-, горош-, сед-, волос-, дет-, брюч-, враж-, друж-, верш- …ина

28. Попытайся догадаться по смыслу, какие корни пропущены в словах. Если не получится, воспользуйся корнями в скобках.
    Выпиши слова со вставленными корнями.

28-1. Саша под……ал к яблоне с стал её ……ти. С веток по……ались яблоки.  (-тряс-, -беж-, -кат-, -пад-, -сып-)

28-2. На Новый год люди ……ают друг другу счастья. На веранде стояло кресло-…алка. (-верч-, кач-, -дар-, -жел-)

28-3. Наконец чайник за……ел. Ведро медленно на……ялось водой. Бабушка Удава долго вы……ала из кустов.   (-ворч-, -кип-, -лив-, -полн-, -полз-, -лез-)

28-4. Во дворе ребята ……или ……ную бабу. Из икринок вы……яются ….астики, а потом они превращаются в лягушек. (-кат-, -леп-, -страш-, -снеж-, -лупл-, -голов-, -уж-)

28-5. Дождик по……ал нам пойти в лес. Крот живёт под ……ёй. Лена и Катя ……ат с первого класса. Заяц  ……ал по полю и вдруг о……овился и сел. (-жел-, –меш-, -земл-, -крич-, -друж-, -скак-, -жив-, -стан-)

28-6. Мы ……ели в первом ……у и смотрели, как на сцене ……али артисты. Маленький ……ичок-лесовичок с ……ой бородой по……ал нам дорогу домой. (-ряд-, -час-, -сид-, -бег-, -игр-, -дед-, -стар-, -каз-, -сед-)

28-7. Мы с Олей по……ли в …….и к Борьке. А ……ка  ……ился ..….ать. Его мама стала при……ать нас к ……у. Но мы ……али, что уже по……али. (-глаш-, -гост-, -ш-, -стол-,  -бор-, -обед-, -сад-, -сказ-, -крич-)

28-8. Я вы……л на ……ную поляну. За ……ой – густой ……ый ельник. Все деревья об……аны еловыми шишками. Их так много, что под их ……естью с……ились концы ветвей. Возле шишек …….ят клесты. Они у……ывают шишки цепкими ……ками и вы……ивают из-под чешуек ……ные семена. (-полян-, -лес-, -веш-, -круж-, -тёмн-, -тяж-, -вес-, -таск-,  -сид-, -лап-, -вкус-, -беж-, -хват-, -прят-, -спел-)

28-9. ……нее солнце о……ало зелёные ……ушки елей. И мне по……алось, что уже пришла весна. Вот сейчас за……нет талой землёй, о..…ёт лес и за……ут птицы. Но солнце с……лось за тучей и снова по……ил снег и за……илась вьюга.  (-зим-, -каз-, -свещ-, -пах-, -прят-, -кры-, -верх-, -жив-, –крыл-, -вал-, -щебеч-, -круж-)

29. Подумай, как выделенное слово помогает образовать новое. Напиши словосочетания с новым словом.

Камень, который полностью скрыт водой – под…ный   камень.
Подушечка, которую кладут на жёсткий стул– под…ная подушечка.
Стоянка машин, которая находится ниже уровне земли – под…ная стоянка.
Селение, которое находится у подножья горы – под…ное селение.
Птицы, летающие высоко в небе – под…есные   птицы.
Столик около кровати – при…ный столик.
Камни, которые годятся для забора – при…ные   камни.
Деревня недалеко от города – при…ная    деревня.
Станция недалеко от озера – станция При …ная.   
Стрельба по какой-то цели – при….ная  стрельба.
Бельё, которое мочили в мыльной воде – за …енное бельё.
Огонь, который потушили – за…енный огонь.
Нож, который остро наточили – за…енный нож.
Книга, которую долго и много читали – за …анная книга.
Листья, которые высушили на солнце – за…енные листья.

30. Выдели в данных словах корни. Попробуй догадаться (или посоветуйся с товарищами и реши), в какую группу слов какой корень надо вставить.

холод, горячий,  молчать, дарить,
хороший, близкий

30-1. На улице …ная погода.
      Сегодня …но, как на Севере.
      Ивановы купили новый ...ильник.
      К утру сильно  по...ало.  
      Давай немного посим в  ….ке.

30-2. Дети раз….ились от беготни.
      Вчера  ты сильно по…ился и наговорил  с……а много неприятного.
      Люди о чём-то ……о спорили.
      У больного началась сильная ……ка.

30-3.  Зоя при…….ивалась перед зеркалом.
      Перед дальней дорогой надо ……енько подкрепиться.
      У забора сидел ……енький котёнок.
      Наш город день ото дня  ……еет.

     30-4. Давай немного по….им и подумаем.
      Алёша ….ком сидит  в сторонке и что-то мастерит.
      Дедушка …аливо следил за разговором.
      В комнате наступило глубокое  ….ание.

30-5. Мы отправились покупать по…ок.
      Дед Мороз всех о…ил своим вниманием.  
      Ведь не…ом говорится: дело мастера боится.
      На первой странице была …ственная надпись.

30-6. Незаметно Шура оказался по…ости от школы.
      Медведь принюхался и почувствовал … ость человека.
      Путники с опаской при……ились к дому.
      Мальчики были похожи, как  ……нецы.

31. Из данных слов возьми корень и вставь его вместо точек. Напиши слова, которые у тебя получатся, выдели в них корень.

31-1 Бедный, сладкий, молодой, старуха, пожалеет, глупый, доброта, сухой, новый. сладость
31-2 Толкнуть, напишем, наблюдение, держите, указка, показываем, воспитывать толкатель
31-3 Ковры, продукты, дубки, ёжики, резина, клён, фиалка, черёмуха, черепаха, итоги. ковровый
31-4 Катаю, верить, сушить, кладём, заводишь, крутить, тягач, солим, натирать. пробежка
31-5 Сухой, слово, ворота, дикий, звонить, пахать, виноград, главный, печёт. сухарь
31-6 Бросить, пилить, морозить, ломать,  печатать,  рвать, голосить,  резать,  нарост. отросток

Вернуться к содержанию

32. Попытайся определить, из каких слов образовались выделенные слова.

 32-1. Летний звездопад, знаменитый пчеловод, трудолюбивый землекоп, новый самосвал, опытный лесоруб.

32-2. Глубоководный водолаз, знаменитый медовар, потомственный сталевар, группа скалолазов, придворный скороход.

32-3. Отважный мореплаватель, равносторонний треугольник, головоногий осьминог, голопузый малыш.

32-4. Гребнеобразные горы, удачливый золотоискатель, коротковолосая девушка, лупоглазая лягушка, любознательный ребёнок.

32-5. Малодоходный магазин, многодетная семья, новомодный танец, старый огнетушитель, однодневный поход.

32-6. Планетоход на Марсе, водолечебный кабинет, продукты с птицефабрикисаблезубый тигр, самодовольный человек, заниматься словотворчеством.

33. Попытайся определить, из каких слов образовались выделенные слова

33-1. Бабушкина электромясорубка, посетили гидроэлектростанцию, проводили аэрофотосъемку.

33-2. Верхнекрасносельская улица, Средиземноморские курорты, молодой радиотележурналист.

33-3. Электромашиностроительный завод, городской телерадиоцентр, слепоглухонемой мальчик.

34. Подумай, как выделенные слова могут помочь ответить на вопрос.
    Выпиши эти слова и обозначь корни.

Почему некоторых птиц называют сладкоголосыми, а некоторых – водоплавающими?
    Почему один костюм называют первоклассным, а другой – страхолюдным?
    Почему станцию называют водонасосной, машину – камнедробильной, а механизм – лентопротяжным?
    Почему Деда Мороза называют красноносым, а Снегурочку – синеглазой?
    Почему подъёмный кран называют длинноруким, а движение по улице – односторонним?
    Почему Серёжу называют добродушным, Игоря – злопамятным, Екатерина Ивановну – глубокоуважаемой, а Вадима Петровича – глубокомыслящим.
    Почему одни фильмы называют короткометражными, а другие – многосерийными?
    Почему одни растения называют морозоустойчивыми, а другие – теплолюбивыми?

35. Попытайся сложить корни данных слов и образовать новое слово.

35-1. листопад
первый, цветы снег, падать ходит, пешком
колоть, лед скоро, ходить броня, жилет
любит, книга скала, лазить камни, падать
лес, рубить косит, сено сосать, пыль
вертеть, летать рубить, лес варить, каша
муха, морить пасти, свиньи змея, ловить
     
35-2. путеводитель
земля, роет – …е...ка плавать, море – …е...тель
мышь, ловить – …е...ка пыль, собирать – …е...ник
огонь, тушить – …е...тель грязь, лечить – …е...ебница

36. Прочитай и рассмотри слова. Подумай, во всех ли словах два корня.

36-1. Самолёт, санитар, снегопад, дымоход, безбородый, хлеборезка, садовод, рыболов.

36-2. Пароходик, наматрасник, водопад, левобережный, подлёдный, многолетний, белозубый, лесоруб.

36-3. Мышеловка, проходной, скалолаз, мореплаватель, камнепад, раскраска, водовоз, добродушный.

36-4. Скорочтение, мясорубка, подмостки, звездолёт, разносчик, книголюб, сенокос,  мореход.

  36-5. Медовар, разводной, подберёзовик, замазанный, пчеловод, сталевар, воздуховод, пылесос, самокат.

36-6. Землекоп, самосвал, путеводитель,  криворукий,  кисломолочный, переходный, свинопас, бездорожье.

Вернуться к содержанию

37. Рассмотри план действий и расскажи, что надо делать, чтобы выделить в словах корень.

План действий:

1) прочитаю: ветвистые;
2) подберу однокоренные слова: веточка, ветка;
3) найду общую часть (корень): ветвистые, веточка, ветка;
4) напишу, выделю корень: ветвистые.

37-1. Тепленький, затвердел, пушинка, подорожник, капустка, рыбёшка.
    37-2. Городской, книжонка, перелесок, молодец, носище, безморозный, жучок.
    37-3. Ореховый, парной, избенка, ежонок, ельник, норища, рассмешить, безумец.
    37-4. Дождинка, безбилетный, звучание, фигурист, затишье, замочек, расстегнуть, фонарный.
    37-5. Зверюшка, мучное, кисточка, журавленок, солянка, ивовый, проползти.
    37-6. Аппетитный, белозубый, цветник, ягодный, азбучный, гусенок, зайчиха.

38. Внимательно рассмотри рисунки и постарайся рассказать, что надо делать, чтобы выделить в слове корень.

План действий:

1) глаз ;     2) ?семья-корень;     3) семья-корень2;     4) ручкакорень-скобка.

Выдели корень в данных словах. Для трудных случаев даны справочные слова.

38-1. Выяснение, наклеено, выкатывание, перелесок, придорожная, завяла.
    38-2. Застолбить, ослеплён, похолодало, начертано, подлёдный, прикушенный.
    38-3. Помолчать, отдалённый, развешано, приставка, подаренный, похорошела.
    38-4. Подпрыгнуть, заточка, затемнённая, помашем, выловленные, растолковать.
    38-5. Поступь, задуманные, удвоенная, замерзнуть, созревший, отстирать, зацепить.
    38-6. Безлюдный, безопасность, замедление, подброшенный, пересоленный, проиграть.
    38-7. Переводчик, растрясти, зарубка, расколотый, рассвет, приласкать.
    38-8. Заросшие, примороженный, привязка, выкрасить, перелесок, заточка.

Слова для справок: катить, два, приклею, мерзлота, ясно, зрело, ступать.

39. Выдели в словах корень и попытайся образовать новые слова при помощи данных суффиксов.

ист-щик-чик-ник

Расскажи по плану, как надо выполнять задание.

План действий:

1) прочитаю слово и выделю корень: лапа;
    2) образую новые слова: лап-ист; лап-щик; лап-чик; лап-ник;
    3) думаю: правильное слово лапник;
    4) напишу: лапа-лапник.

39-1. Песок, фигура, поспорить, мебель, защита, путевой, такси.
    39-2. Посоветовать, базарный, зубастый, осина, моторка, сырок, обезьяна, сметана, приём, кладовка,
    39-3. Ударить, машина, заработать, гардероб, стекло, арфа, автомат, летать.
    39-4. Выдумка, диванный, трактор, загрузить, шутка, тюрьма, распечатать.
    39-5. Подлёдный, вагон, камешек, кипятить, провод, молоко, ягода, велосипед.
    39-6. Обуваться, медальный, озадачить, посигналить,  дрессировка, шляпа, волшебство.

Вернуться к содержанию

40. Назови нарисованный предмет. Найди в схеме гласные звуки и обозначь их красным цветом.
    Произнеси слово два раза так, чтобы сначала долго звучал первый гласный, а потом второй. Сравни, как звучит слово в первом и втором случае, и определи ударный гласный.
    Поставь в схеме ударение.

рука-лупа

духи

перо-пони

41. Назови нарисованный предмет. Найди в схеме гласные звуки и обозначь их красным цветом.
    Произнеси слово два раза так, чтобы сначала долго звучал первый гласный, а потом второй. Сравни, как звучит слово в первом и втором случае, и определи ударный гласный.
    Поставь в схеме ударение.

гамак-парус

мешок-кузов

42. Назови нарисованный предмет. Найди в схеме гласные звуки и обозначь их красным цветом.
    Произнеси слово два раза так, чтобы сначала долго звучал первый гласный, а потом второй. Сравни, как звучит слово в первом и втором случае, и определи ударный гласный.
    Поставь в схеме ударение.

берёзы-курица

Вернуться к содержанию

43. Назови нарисованный предмет. Составь звуковую схему слова.
    Поставь ударение. Обозначь безударные гласные [а],[и], там, где они есть. Это опасное место в слове орфограмма).

волен-веник

44. Назови нарисованный предмет. Составь звуковую схему слова. Обозначь гласные звуки. Поставь ударение.
    Произнеси слово и внимательно себя послушай. Обозначь безударные гласные [а], [и]. Это опасное место в слове (орфограмма).

барабан

Вернуться к содержанию

45. Вспомни (посмотри в учебнике или спроси у кого-нибудь), что такое проверочное слово для безударных гласных в корне.
    Выпиши слова по образцу.

Образец:
проверочные слова проверяемые слова
   

45-1. Сварить, варенье, варёный, проваривать, варка, разварить, повар, отвар, варево.

45-2. Белить, белый, беловатый, белизна, пробел, отбеливать, побелённый, побелка.

45-3. Бедный, бедняк, прибедняться, бедненький, бедняжка, бедноватый, бедно.

45-4. Жёлтый, желтуха, пожелтеть, желтоватый, желтинка, желток, жёлтенький, желтизна, изжелта.

45-5. Жировой, жирный, жирноватый, зажиреть, ожирение, обезжиренный, жировой, ожирелый, жирность, жирок.

45-6. Шёлк, шёлковый, шелковúца, шелковúчный, шелковúнка, шелковисто.

45-7. Отцепить, прицепленный, прицеп, зацепка, сцепиться, вцепиться, расцеплять, уцепиться, цепко, сцепление.

45-8. Тянуть, тянучий, натягивать, натянуть, натяжка, протягивать, притяжение, стяжка, тянучка.

45-9. Хватать, подхватывать, хватка, выхватить, похватали, хватательный, ухват, прихваченный.

45-10. Цена, прицениться, ценник, ценитель, ценный, переоценка, оценивание, драгоценность.

45-11. Тяжёлый, тяжесть, тяжкий, тяжеленный, тяжело, тяжеловато, тяжёленький.

46. Из данных частей составь слова. Напиши только те слова, смысл которых ты хорошо понимаешь. Выдели корень, поставь ударение. Подчеркни проверочные слова.

про-   -ить от-   -ка
за-   -ушка     -ение
  -кат- -ыш на- -верч- -еть
об-   -ать за- -верт- -ушка
с-   -ок     -енный
вы-   -ка      

47. Прочитай всю группу слов и попробуй догадаться, какая буква пропущена в корне однокоренных слов.
    Рассмотри образец и постарайся понять, как тебе нужно будет списывать. однокоренные слова.

Образец:
звéрский озверéть
звéрь зверобóй
звéрствовать зверовщúк

е, и или я?

47-1. Громко кр…чать, кр…кливая ворона, кр…кнул в окошко, маленький кр…кун, изредка покр…кивал, закр…чать от радости, резко вскр…кнула.

47-2. Р…бой, р…бина, р…ба, р…бушка, р…бит, зар…били, р…бенький, р…боватый.

47-3. В…твистый куст, в…точка сирени, жасмин разв…твился, толстая в..твь, отв…твление в сторону, в…твится плющ.

47-4. Ст…рать бельё, большая ст…рка, заст…рывать пятна, выст…рать юбку, пост…ранный платок.

47-5. Ст…бель розы, тонкий ст…белёк, ст…бельчатый шов, длинные ст…бли.

47-6. Од…нокий пешеход, од…нёшенький дубок, од…н пакет, од…ночный выстрел, тихое од…ночество, од…ножды подпрыгнуть.

47-7. Праздничный нар…д, нар…дное пальто, нар…диться в чужое платье, обр…дить невесту, нар…жаться на прогулку, р…женые в масках.

47-8. В…ртеть в руках, нав…ртеть на катушку, трещит в…ртушка, зав…ртывать в бумагу, удобная отв…ртка, трудно отв…ртеться.

47-9. З…ркальная стенка, большое з…ркало, туманное заз…ркалье, умелый з…ркaльщик, волшебное з…ркальце.

а или о?

47-10. Пр…стой хлеб, пр…сто повернись, пр…стенькое колечко, пр…стоватый  чудак, придти в гости запр…сто, упр…стить примеры.

47-12. Резкий ск…чок, ск…чет на лошади, быстро поск…кал, длинные ск…чки, отличный ск…кун, красная ск…калка, поск…чем вместе.

47-13.  Пл…довый сад, душистый пл…д, хорошо пл…дится, крохотный пл…дик, беспл…дная яблоня, быстро распл…дились, пл…довитый куст.

47-14. Зап…сать на зиму, делать прип…сы, зап…сливый хомяк, зап…саться впрок. зап…сной игрок.

47-15. Разд…вать подарки, с под…чи вратаря, под…вать чай, отд…ть учебник, зад…вали загадки, трудная зад…ча.

47-16. Добрые сл…ва, сл…весное рисование, рассказал досл…вно, бессл…весный помощник, знакомое сл…во, древние сл…весa. сл…варная работа.

47-17. Выс…кий клён, небесная выс…та, выс…ченное здание, небольшая выс…тка, выс…ко прыгнул, выс…коватый стул, невыс…кий человек.

47-18. Хв…лить за старательность, расхв…ливать работу, похв…лить от души, похв…льная грамота, расхв..лить кинофильм, хв…лебная песня, похв…льно.

47-19. Зав…лить дровами, разв…ливать на части, огромный зав…л, обв…лилась стена, сухой в…лежник, разв…лилось на куски, горный перев…л, выв…лил на пол, короткий прив…л.

48. Внимательно подумай, какое из предложенных слов является проверочным. Напиши по образцу.

Образец:
Лётный – летит по небу.

Побл…днел от страха – бледноватый, блёстки, бледность.
    Б…ится темноты – больно, бойся, боязнь.
    Бр…дить по траве – бродяга, бородка, бродит.
    Пр…стая задача – простой, просто, пробовать.
    Большой х…трец – хитрить, похитить, хитрый.
    Автобус ост…новился – подставить, встать, остановка.
    Забр…сал снежками – забрать, подбросил, бросать, забрался.
    Ут…щил в норку – тощий, потащил, тащит, затаскивать.
    Нап…лить дров – пилим, петь, напели, перепилить.
    Приц…пить крючок – цыпа, ценный, зацепка, цепляет.
    Зач…стил в гости – часто, чистый, зачёсывать, почаще.
    Щ…пать за бока – щепка,  щиплет, пощипать, щепочка.
    Пощ…дить врага – площадка, пощада, щепка, поищи.
    Расск…зать маме – рассказал, скок, козы, рассказ.
    Нар…дить куклу – порядок,  редкий, наряд, народ.

Вернуться к содержанию

49. Вставь пропущенные буквы. Расскажи по плану, как надо выполнять задание.

План действий:

1) прочитаю: В трубе р...вёт ветер;
    2) подберу однокоренные слова и выделю корень;
    3) если будет трудно, посмотрю в словах для справок;
    4) найду проверочные слова и определю пропущенную букву;
    5) напишу: В трубе ревёт ветер.

49-1. Летнее солнце подн…малось над полями. Дети поб…жали в рощу за грибами. На лугу п…стреют душистые цветы.
    Слова для справок: поднимаюсь, бегуны, подниму, бежать, пёстрый, поднимется, пеструшка, пробежка, пестреть.

49-2. Синичка зал…тела в избу. Ваня должен был попр…сить книгу у товарища. За окном раздавалось щ…бетанье птиц.
    Слова для справок: просьба, летать, проситель, просит, щебечут, лётный, щебет, полетела, защебетал.

49-3. Страницы старой книги пож…лтели от времени. С берега в море св…лился большой камень. Мокрые л…са и п…ля засверкали после дождя.
    Слова для справок: желток, поле, изжелта, валун, развал, жёлтенький, лесной, валился, лес, полевой, полёвка, лесник.

49-4. Мальчики перек…пали все грядки. Котёнку было уже т…сновато спать в коробке. У Светы кукла – просто загл…денье.
    Слова для справок: взгляд, закопанный, копался, тесный, копать, теснота, глядит, потеснил, поглядим.

49-5. Из-за горизонта надв…галась чёрная туча. Бл…снула яркая молния. Лена успокоила м…лыша.
    Слова для справок: движение, маленький,  раздвигать, блестит, двигать, блёстки, малютка, блестящий.

49-6. Машенька пот…ряла ключи. Бабушка св…зала красивый свитер. Хозяин заг…нял гусей в сарай.
    Слова для справок: завяжем, растеряша,  выгоняет, вязка, вязать, гонит, теряет, прогонять.

49-7. Васятка пом…гал отцу ухаживать за лошадьми. В ч…тальном зале было тихо. Вдалеке м…гал слабый огонёк.
    Слова для справок: помогать, мигнул, помогаю, читать, прочитанный, подмигивал, читатель, помощник, замигал.

49-8. Вдали на горе чернел с…сновый бор. Зап…х сирени наполняет воздух. Нет уж больше тр…скучих морозов.
    Слова для справок: сосны, пахнет, потресканный, запашок, трещит, пахучий, сосёнка, затрещали.

 

Вернуться к содержанию

Вернуться в раздел